понедельник, 13 мая 2013 г.

В Уэльсе. Часть 1

Описание: 2013. 1-4 мая. Сплав по рекам Подюга и Вель.

Состав:

Байдарка "Свирь-Н" - Сергей Котов и Павел Тюкин.
Байдарка "Щука" - Ольга Арсёнова и +Олег Тюкин.
Байдарка "Ладога" - Андрей Силин и +Сергей Реинт
Байдарка "Ладога" (спасибо Андрею Голыхову за судно) - Илья Кроль и +Вера Реинт
Байдарка "Вуокса" - Юсуф Мамадкулов и Денис Носов

Хорош, всю весну про заграницу писать. Пора бы уже и про походы что-то вспомнить. Например, про недавний майский сплав по рекам Подюга и Вель в Архангельской области.
Лыжный сезон уже шёл к завершению, всё таяло, и приближалось время традиционного (для меня) майского сплава. Олег Тюкин, мой попутчик по прошлогоднему путешествию, собрался в Крым. Ольга Арсёнова собиралась поехать подальше, а я опять собирался в окрестности Вельска. неожиданно ко мне присоединились Сергей и Вера Реинты, а также Илья Кроль с напарником, как оказалось, им был Андрей Силин. Пока мы вяло обсуждали маршрут, Олег уже начал подумывать, не примкнуть ли ему к моей команде. Олег и Оля, конечно, подумывали, а не рвануть ли им на "Волжскую кругосветку". Я же, вроде как, хотел опять в Архангельскую область. К нам уже присоединился Юсуф и Денис, и нас стало аж десять человек.

Участники похода - Юсуф, Сергей, Олег, Оля, Илья, Андрей, Вера, Сергей, Денис и снизу - Паша

Я же хотел снова оказаться в окрестностях Вельска, который местные жители зовут Уэльском. Я уже был там три раза, но этот регион мне не надоел. Изначально я планировал попробовать сплавиться по Устье, реке, в которую впадает Кокшеньга, на которой я был в прошлом году. Но стремительно выросшее количество участников и необходимость заброски на автомобилях заставили меня задуматься над новым маршрутом.
Олег предложил маршрут Подюга - Вельск. Оба населённых пункта имеют железнодорожные станции. Проблем со стапелем и антистапелем быть не должно. И я согласился на такой вариант, остальные были тоже не против.
Мы закупились билетами и рассчитали провиант. Кое-что пришлось разбросать по бригадам, но всё основное купил Олег, за что я ему благодарен.

Мчимся по перрону в самый последний вагон
Итак, настал день отъезда, вернее ночь. Поезд отправлялся из Вологды в четыре часа ночи. Причём двоих, Юсуфа и Дениса, надо было зацепить в Соколе. Дениса, потому что он живёт в Сокуоле, а Юсуфа, потому что из Вологды билетов уже не было.
Стоянка в Соколе всего две минуты и парни не угадали с нумерацией вагонов, поэтому пришлось заскакивать в случайный вагон и тащить всю снарягу через пару десятков вагонов. Я чувствовал и свою вину, так как не догадался позвонить и сообщить, что мы находимся в последнем вагоне. Денис постоянно жаловался, что им пришлось нести ещё и три килограмма огурцов, которые были назначены им. Но салат из огурцов очень радовал меня в дальнейшем.
Итак, приближалась Подюга, в которой по расписания стоянка всего одну минуту, причём кроме нас выйти собиралось ещё несколько пассажиров. Когда мы приблизились к станции мы заметили пассажиров, которые хотели сесть на поезд. В общем, планировалось всё сделать очень быстро. Перрона, конечно же не оказалось и мы всё выбросили прямо на гравий.

Фото на память с проводником
До было реки всего 500 метров, судя по описаниям. Мы проскочили мимо местной помойки, которая стихийно образовалась только этой зимой, и оказались на крутом берегу, где и организовали стапель.

Илюха соединяет очередные стрингера
Байдарки постепенно собирались. Стрингера как всегда не поддавались, но они "пали" под руками Ильи Кроля. Андрей упал сбоку и организовал полевую кухню. На обед было решено сегодня больше не останавливаться, принять пищу планировалось прямо сейчас. Воду мы взяли из местной колонки. Жидкость была странного самогонного цвета, но не имела никакого постороннего запаха и вкуса.

Яркий Юсуф на стапеле
Удивительно, но все вещи удалось разместить по суднам и мы отправились вниз.

Просмотреть Подюга Вель 2013 День 1 на карте большего размера

Реинты поначалупо пробовали организовать совместный экипаж, но после некоторых попыток этот экипаж было решено разбить. Веру назначили матросом к Илье, а Сергея - к Андрею.

Только что образованная бригада - Сергей и Андрей
На Подюге мы весело поплескались по шиверам (такое неспокойное местечко на реке), и вышли на быструю воду. Небо постоянно меняло свой цвет. То оно становилось однотонно-свинцовым и выливало на нас порцию дождя, то неожиданно голубело и давало нам погреться под солнцем. Весенние лучи были скудны, но их вполне хватало, чтобы не пасть духом. Ближе к концу дня на нас обрушился ещё и град, лупя нас, весла и борта байдарки. Нас ещё раз промочило и мы выбрались на берег, где планировали заночевать.

Пока я примерялся к радуге она перестала быть двойной, да и верхушка еле видна, но всё равно красиво
Тент пока решили не натягивать и разместились под раскидистой елью. Дождь больше в этот день нас не побеспокоил, а если и беспокоил, то разве что только на минуту, не больше.

За готовкой ужина
На ужин мы накрыли стол - суп, хлеб, салат, колбаса, чай и прочее.
Мы натянули шнур между стволами деревьев, на котором организовали сушильню.

Сушка
Ночь, впрочем как и все остальные оказалась холодной. Юсуф проснулся самым первым, он нашёл зажигалку и смог организовать костёр. Вскоре подтянулись и остальные, выползая из палаток скрюченными и заморенными холодом.

Утреннее отогревалово
После сытного по моим меркам завтрака мы снова спустились на воду.

Просмотреть Подюга Вель 2013 День 2 на карте большего размера

Это день оказался довольно погожим, и про вчерашний дождь я довольно быстро забыл.

А мы плетёмся как всегда позади
Мы быстро проскочили Завелье и Заподюжье в устье Подюги и взяли курс на Усть-Шоношу, где нас ждал продуктовый магазин со свежим хлебом.

Высадка в Усть-Шоноше
В Усть-Шоноше, стоящей на реке Вель нас встретили два магазина, один - старый, и ещё один соседний только что открывшийся после ремонта.

На мосту
Продуктов в магазине оказалось навалом. Мы взяли хлеб, помидоры, питьевую воду. Кто хотел взял себе различных вкусняшек.

В новом магазине
Близился обед, мы причалили к левому берегу, нашли подходящее бревно-скамью, залили в котелки воду и вскипятили её на газовой горелке. К чаю прилагались бутерброды, салат, консервы. Всё было отлично.

Посиделки в лесу
После обеда желание грести отпало полностью. И мы так и дрейфовали до самого ужина.

Иногда мы догоняли наших попутчиков и устраивали баталии
Место для ночёвки мы выбирали довольно тщательно. Ходили слухи, что в деревнях, что располагались на левом берегу, на дискотеки ходят с бензопилами, поэтому мы тщательно всматривались в правый берег, надеясь найти хоть какой-то просвет в густом лесу, где можно было бы пристать. Такое место мы всё таки нашли.

Серёга шарашится где-то внутри. Уже поставлен тент - теперь к тенту надо прицепить внутреннюю палатку
Это было сухое поле, где мы довольно быстро разбили палатки и развели костёр, предварительно его окопав. На соседнем берегу, немного повыше по течению, в беседке собралась толпа отдыхающих. По окрестностям разносились басы, раздававшиеся из аудиоаппаратуры специально подогнанной сюда машины. Нам это нисколько не мешало.
Отдыхающие тоже нас особо не замечали, разве что по костру. Но когда Илья пошёл купаться на нас сразу же обратили внимание. Ведь на воде ещё есть льдины. И температура воды явно околонулевая.

Завтрак кашей
На утро была вкуснейшая рисовая каша со сгушёнкой. Во время завтрака нас посетила группа лиц. Один был в милицейской форме, другой вроде как был с двухстволкой, про третьего я ничего не помню. Все они пришли к нам на катере. Никаких особых вопросов они нам не задавали. Спросили - "Оружие есть?". Мы ответили, что нет. На их лицах появилось выражение лица среднее между удивлением и разочарованием. Довольно быстро они задали второй вопрос из списка стандартных вопросов, которые следует задавать всем, если ты лесник или около того. "Ну а сети хотя бы есть?". Мы ответили, что у нас даже удочек нет, чем им расстроили окончательно.
Помявшись на месте наши утренние гости сели в катер и уехали пугать неразошедшихся участников вчерашнего вечера, которые до сих пор находились на противоположном берегу. После их визита местная молодёжь довольно быстро погрузилась в машину и уехала.
Мы же погрузились в байдарки и пошли по реке. Я и Паша слегка налегли на вёсла, чтобы выйти на фарватер, и, решив, что гребли на сегодня достаточно, устроились поудобнее и просто шли по течению, иногда прерывая тишину разговорами. К нам прилоединился экипаж "Щуки".