понедельник, 27 мая 2013 г.

Рим номер два. Часть 1

Описание: Поездка в Стамбул 22.08-02.09.2012

Участники: +Вера Реинт, Мария Сергушичева, Анна Сергушичева, +Alexey Sergushichev, Сергей Котов.

Вот не знаю я как мне рассказать про поездку в Стамбул. Уже почти год думаю как это описать. Заглядываю в свои воспоминания и вижу полную кашу. Особенно сумбурным моё представление о Стамбуле было в первые месяцы после поездки. В это время я точно ничего бы не написал. С одной стороны, вроде бы ничего особенного и не было, просто гуляли, а с другой стороны я увидел столько всего, чего раньше никогда не видел, а только читал в учебниках по истории. Но в учебниках наших тема Константинополя (и Византии в целом), мягко говоря, не совсем раскрывалась.

Стамбул
Вот как я пришёл к тому, что надо бы сгонять и посмотреть, что за город такой - Стамбул. Я сидел и рефлексировал на тему моей поездки на Байкал. Вспоминал, возможно, даже писал наброски на эту тему для не существовавшего тогда ещё блога "Горизонт событий". Я не мог понять, а чего я в такую даль поехал, да ещё один. Чтобы как-то понять, зачем я это сделал, я открыл книжку, которую мне подарила Мария Сергушичева, на один из моих дней рождения. Это была книга "Наука путешествовать. Как найти приключения" Вадима Должанского.

"Наука путешествовать. Как найти приключения"
В ней путешественник пытался объяснить читателю, как правильно надо путешествовать. Я открыл издание на случайной странице и наткнулся на статью о том, как автор книги объехал Исландию автостопом. Меня это заинтересовало. Я подумал, а почему бы и мне не съездить по его стопам, но автостоп меня не прельщал. Нет, у меня был опыт нескольких поездок в одиннадцатом классе. Мне хватило. Я решил разработать план поезди на велосипеде. Уже открыл карту, посмотрел, сколько стоят билеты. Но прикинув расходы, решил, что надо бы ехать куда поближе и так, чтоб без визы. Исландия, как я помнил, только-только выкарабкалась из финансового кризиса. Россия ей вроде бы как помогала, взамен Исландия, вроде как, говорила о том, чтобы впускать на свою территорию граждан нашей страны без визы. Но, похоже, эти разговоры как-то быстро были забыты. Я решил не ждать, пока Европа нам откроет границы, а открыл список стран, для посещения которых на короткий срок визы не требуются. В этом списке было много стран Южной Америки, но на на перелёт в эти страны меня отпугнула. Я остановился на Турции. Мне с детства хотелось оказаться в Стамбуле, поэтому я остановился на маршруте вокруг Мраморного моря. Почему так хотелось? Нет, у меня не было таких причин как у Бродского, я не бежал в этот город как белая эмиграция, мне просто нравилась богатая история этого города. Этот город мне казался загадочным.

Вот пример загадки. Зачем в Стамбуле сделаны специальные урны для крышечек от бутылок?
Переведете надпись и расскажите мне.
Я узнал расписание парома через Дарданеллы, изучил отчеты и фотоотчеты с подобных поездок других групп. Нашёл себе напарника - Андрея Голыхова. Рассчитал сколько нам дней понадобиться на поездку, при моём уровне подготовки. Меня пугало только одно - как провезти велосипед на самолёте. Я изучил тарифы на негабарит в авиационных и почтовых компаниях и, честно говоря, пришёл в ужас. Потом я "вспомнил", что у меня и велосипеда-то нет, да и ездить на нём я особо не умею. И как-то в дни раздумий, я вышел на Машу, которая и подарила мне книгу, с которой всё началось. Маша сказала, что не против свозить свою маму на море, не против и поездки в Турцию. Я уже не помню, кто предложил поездку в Стамбул, но мы как-то сразу решили, что надо ехать именно туда. И пусть там нет толкового моря для мамы, но это же Стамбул - город с историей не в одну тысячу лет.

Девичья башня в проливе Босфор. Пролив между Чёрным и Мраморным морями.
Со временем, к нашей компании единомышленников присоединилась и Вера Реинт, и брат Маши - Алексей. Итого 5 человек.
В один из вечеров мы встретились у Маши дома. Мы уже знали, сколько же дней отдыха нас устроит. Пытались брать по максимуму, и получился период, длительностью больше недели. Дома мы собрались чтобы купить билеты на самолёт и забронировать гостиницу. Надо сказать,  что на оргсобрании нас было далеко не пятеро - всего двое. Третьим был Алексей, который поддерживал нас по аське из Петербурга. Мы довольно быстро нашли подходящие нам билеты и даже оплатили их. Гостиницу тоже выбрали, но её бронированием занимался Алексей.
И всё. Больше ничего делать не пришлось. Только билеты на самолёт и гостиница. Конечно, были ещё билеты на поезд и заочное изучение достопримечательностей и туристических маршрутов, но это уже было не так сложно.

Мне нравится фиксировать на фото какой-то объект во время реконструкции.
Ведь редко увидишь вологодский вокзал, например, сразу четырёх цветов.
Красно-зелёно-серо-белый.
Я опущу то, как мы добрались от вологодского вокзала до Москвы - это было не очень увлекательно. До Внукова мы решили поехать не на электричке а на дешёвом городском автобусе. Мы вышли на станции Юго-Западная и принялись искать общепитовское заведение "Сабвэй". Кто-то заранее нашёл адрес, ближайший к метро у нас даже был навигатор, но он нас привёл к зданию без вывесок и открытых дверей. Причём нам пришлось зайти на территорию огороженную забором и шлагбаумом с будкой охранника.
Постояв, мы отправились в МакДоналдс. Рядом мы нашли высокий уличный скалодром.

Скалодром на Юго-западной.
Позавтракав, мы нашли остановку и довольно быстро заскочили в автобус. Нам не помешали ни турникет, ни большое количество народу.

Табло вылета - здесь можно найти и наш рейс - это пятая строчка
Во Внуково не было никаких проблем, за исключением того, что были какие-то проблемы с моей картой. Дело в том, что при регистрации на рейс необходимо предъявить банковскую карту, по которой покупался билет через интернет. Я так и не понял, в чем была заминка, может быть из-за того, что на карте не обозначен владелец карты, но две-три минуты нас нисколько не задержали, просто было как-то волнительно.

Я уже запаковал свой чемодан в мусорный пакет
Самолёт был турецких авиалиний, и вроде как бортпроводницы по-русски говорить не умели. Этот факт меня сильно порадовал, ведь я ещё не в Турции, а уже появился какой-никакой языковой барьер. Меню перекуса тоже было необычным. Например, из напитков можно было себе выбрать айран.

Где-то над Украиной
Мы уже перелетели всё Черное море, и под крылом самолёта появились южные песчаные  берега. Совсем скоро появился и Стамбул. Мы сделали "круг почёта", рассмотрели дома местных жителей, поглазели на Мраморное море и сели на посадочную полосу аэропорта имени Ататюрка.

Над Стамбулом
Кстати немного о самом Ататюрке. Складывается впечатление, что предания о Мустафе Кемале Ататюрке, первом президенте Турции, современнике Сталина, не сотрутся из сознания турок никогда. По крайней мере, так кажется на первый взгляд. Здесь очень уважают этого человека, везде можно увидеть его портреты.

Монумент, вроде как, посвящён не Ататюрку, но всё равно он здесь присутствует
Вообще, Турция выглядит сплочёным государством, чего только стоят огромные полотнища флагов, натянутые на флагштоки в каком-нибудь популярном или Богом забытом месте.

Не такие уж и большие флаги, но место здесь довольно тихое
Турция долго боролась за моноэтнизацию иногда хорошими, а иногда ужасными способами (почитайте про греческие погромы или про более известный у нас геноцид армян). И, вроде как, своего добилась. На улицах трудно увидеть ещё какие-то национальности. Я говорю именно о местных жителях, туристов не в счёт.
Итак, мы прошли паспортный контроль и направились искать пункт обмена валюты, чтобы приобрести немного лир чисто для того, чтобы заплатить за проезд в трамвае и метро. Проезд летом стоил 2 лиры. Лира - это примерно 19 рублей. Ясно, что с рублями в Стамбул ехать неразумно. Надо смириться с двойной конверсией и купить у себя на Родине любую свободноконвертируемую валюту, например, евро. Позже в Стамбуле эти евро следует обменять на лиры. Я пробовал расплачиваться пластиком, но у меня и по карте Связногобанка, и по карте Сберегательного банка вышел совсем невыгодный курс. Выгодней оказалось платить наличкой.
Немного о транспорте. Конечно, нам чаще всего приходилось ходить пешком, но иногда мы пользовались услугами метро, скоростного трамвая, электричек и паромов. В автобусам нам как-то не довелось покататься.

Стамбульский транспорт. Фото с сайта cappadocia-elenatruva.ru
О метро. Это первый общественный транспорт, которым мы воспользовались. В Стамбуле всего две ветки метро и, что самое примечательное, они не пересекаются. Одна ветка, которая идёт от аэропорта, преимущественно идёт по земле. Другая же - под землёй.

Стамбульский метрополитен
Если вы пойдёте гулять по Галате (об этом районе чуть позже), то вы, вероятно, спуститесь под землю и убедитесь в этом.

Спуск в подземный вестибюль
Для оплаты используются пластмассовые жетончики, которые можно купить в специальном автомате "Жетонматик". Не знаю, не отменили ли жетоны сейчас, но вроде хотели перейти на единую Стамбульскую карту.
О трамвае. Точнее, о скоростном трамвае. Здесь действуют те же самые жетоны, что и в метро. Если добираться от аэропорта в центр города, то надо сделать всего одну пересадку. С метро на трамвай. Обе станции находятся рядом, чуть ли не на одной платформе, но тем не менее, между этими платформами установлен ещё один турникет и приходиться опускать в щель ещё один жетон.

Вера у жетонматика
Кстати, ещё немного о жетонах, это не просто кусок пластмассы, это чипованый кусок пластмассы. Чип виден на просвет, и работу этого чипа мы проверили в наш последний день пребывания в Стамбуле. А дело было так. Вылет был назначен на первое сентября. Поэтому мы спокойно купили себе необходимое количество жетонов в последний день лета и отправились тратить на гостинцы оставшиеся деньги. Мы потратили всё до лиры. В кармане у нас остались только жетоны. Утром первого сентября мы покинули гостиницу, подошли к остановке трамвая (обычная остановка на улице, просто она ограничена турникетом), опустили жетон в турникет, и.... жетон выпал обратно. Мы попробовали ещё раз... Потом ещё раз. Рядом стоял полицейский, что было удивительно, обычно мы не замечали полицейских дежуривших у остановок. Нам объяснили, что
Наступила осень,
Сакура готовится ко сну,
А проезд подорожал
Представьте, у нас в кармане ни лиры. На руках недействительные жетоны. Ещё вчера проезд стоил две лиры, а сегодня уже три! На вид старые и новые жетоны никак не отличались, просто их чип был прошит по-разному. Я уже представил, что придётся сейчас бежать менять валюту, но почему-то полицейский без особых вопросов согласился нас пятерых пропустить на остановку. При пересадке на метро нам пришлось прикинуться дураками и нас снова пропустили по старому жетону.

Скоростной трамвай
Ещё немного о трамвае. Здесь трамвай не простой, а скоростной, и выглядит по-современному. В трамваях даже есть кондиционеры, которые не выключают даже когда прохладно на улице. Однажды мы попали под дождь и довольно сильно вымокли. Когда мокнуть под дождём нам надоело мы заскочили в проходящий трамвай и чуть не покрылись инеем в салоне (по крайней мере, я). Представляете, захожу я весь такой мокрый в салон, а меня ещё и прохладным неслабым воздухом обдувает. Было не очень приятно, зато в жару благодаришь про себя создателя трамвая с кондиционером.

На вокзале Сиркаджи
Об электричке. Этим транспортом мы пользовались однажды, чтобы добраться до местного океанариума. Отправляются местные электрички от станции Сиркаджи. Это именно та станция, с которой некогда отправлялся "Восточный экспресс". Жетоны здесь тоже имеются, но металлические. Кондукторов и контролёров мы не заметили. Внутри электричек нет туристов, в отличие от трамвая или метро. Железнодорожные пути проложены по кромке мраморного моря, и иногда можно на него поглядывать и любоваться.

Графики движения паромов на лето 2012го года
О пароме. Этот транспорт, конечно же, стоит особняком, но очень любим местными жителями. Паромы на ближние расстояния (например, через Босфор) ходят довольно таки  часто, поэтому не бойтесь, попробуйте прокатиться на нём. Тем более это очень удобно, не надо разбираться, какой именно нужен тебе автобус, просто сел и поехал. Причалов есть несколько - Каракёй, Бешикташ, Кадыкёй, Эминёню.

Вид на Эминёню с ближайшего пешеходного моста
Мы пробовали скататься на пароме на Принцевы острова, это немного подальше, но про эту поездку я расскажу как-нибудь попозже.
Я что-то малость отвлёкся от того, как мы добирались до нашего хостеля "Hagia Sophia Apartment". Мы уже заранее знали на какой остановке трамвая на следует выйти. Дальше планировали идти пешком, оставалось совсем недалеко. Идти надо было под горку. Было легко идти, но иногда уклон был такой резкий, что я боялся подвернуть ногу. Также мешала брусчатка тротуаров. Все наши сумки были с колёсиками (спасибо Свете Лебедевой за предоставленный чемодан), и иногда колёса было просто жалко, и я поднимал сумку, чтобы пройти с ней на руках через самые трудные участки.

Брусчатка на дорогах Стамбула
Шли мы по карте, которую я заранее загрузил в навигатор на телефоне, но спутники нашлись только тогда, когда мы подошли к хостелю совсем близко. До этого мы просто не отрывали глаза от карты и следили где и когда мы свернули. Но идти надо было преимущественно прямо, и мы нисколько не заблудились. После недели, проведённой в Стамбуле, мы уже знали наш район на твёрдую четвёрку и не пользовались картой, чтобы дойти домой.

На Стамбуль"...ских изогнутых улочках по..."мещается даже съёмочная бригада
Но, скажу я вам, география этого города не так проста. Ведь, как любой приморский город, Стамбул имеет два типа улиц. "Вдоль моря" - при этом изгиб улицы повторяет линию берега, и сильно зависит от того какой холм вырос на том или ином месте. Холмы тоже огибаются не по прямой, а так чтобы при объезде холма перепад высот был минимальный. И второй тип - "перпендикулярные улицам, которые идут вдоль моря". Эти улицы круты и часто тоже идут не напрямую. Иногда чтобы уменьшить угол наклона дороги, иногда ради того, чтобы всё таки оставаться перпендикулярными, иногда непонятно из-за чего. Просто так сложилось, ведь это очень старый город.

Пример дороги второго типа. Посмотрите, как всё-таки круто уходит улица вниз
В общем, здесь нет такой квадратности кварталов, как в наших городах на восточноевропейской равнине, и этому не сразу привыкаешь. Может москвичу это сделать легче, ведь он живёт в городе на семи холмах, и улицы тут иногда тоже круты, чего только стоит Сандуновский переулок. А вот петербуржцу или вологжанину тут не очень комфортно. Если у географии постепенно привыкаешь, то доводить силу ног до кондиции приходиться не один день, иначе взбираться на многочисленные холмики очень трудно.

На входе в хостель
В хостеле нас встретил хозяин Салями, хорошо говорящий на английском. Ударение в своём имени он попросил делать на последний слог, так как слыхал про такую колбасу как салями и зваться точно так же как колбаса не желал. Он спросил, не "Зенит" ли у меня фотоаппарат.  Он чувствовал, что я недавно сменил "Зенит" на "Nikon". Потом ответил на все вопросы и проводил нас в комнату. Точнее, я бы назвал это квартирой или апартаментами.

Наш хостел заметно выделяется на этой улочке
Здесь имелось две комнаты, проход который можно назвать кухней, и прихожая в которую был поставлен обеденный стол.

Кошки во дворе
В моей с Лёхой комнате было окно выходящее во двор. Здесь постоянно паслись две кошки (кстати, кошки в Стамбуле буквально под ногами валяются, бери - не хочу), иногда можно было увидеть местных жителей.

Пример кота с азиатской стороны Стамбула
По-моему ещё раздавалось какое-то кудахтанье. Также имелся бесплатный вай-фай и обалденная веранда на крыше.

Мы впервые вышли осмотреть нашу крышную веранду
Наверное, с нашей веранды открывался не самый прекрасный вид, но мне он нравился.

Вид на Стамбул
Здесь мы вечерами устраивались на стульях.

Устроившись поудобней у цветов, можно и чаю попить и беседу умную вести
Разливали чай и ужинали почерствевшим за день хлебом или чем-нибудь сладким, фруктовым. Да, самый вкусный хлеб тут едят утром. Типичный завтрак для турка - это чай и булочка особой формы. Вечером же воздушный хлеб слегка черствеет.
Ещё немного про посиделки на крыше. Мы всегда пытались успеть забраться сюда до того, как мулла начнёт созывать прихожан на вечернюю молитву. Мы усаживались, разливали чай, и слушали эти странные песни. Пел не один мулла, а несколько - в каждой мечети установлена аудиоаппаратура для громкой связи. Как только мулла Голубой мечети начинал свою песню, его подхватывали все остальные мечети. Поют все кто как может, невпопад, в разных тональностях, да и вообще не в привычных нам европейцам тональностях. В итоге получался "сумбур вместо молитвы", но но вечерам нам это очень нравилось. Пить чай под такое - самое то. Другое дело - полпятого утра. В первую ночь я просто подскочил на кровати, я думал , начался авиаудар, и всех просят срочно пройти в бомбоубежища. Во вторую ночь было то же самое, а вот потом я спал как убитый. То ли мы закрывали окно и переходили на кондиционер, то ли я очень уставал и просто не просыпался, то ли луна уходила в другую фазу, и начало песнопений как-то смещалось в фазу моего крепчайшего сна.
Заселились в гостиницу не так поздно, но уже спала жара, и можно было выйти на вечерний ознакомительный променад. Мы жили в микрорайоне Султанахмет, а это самый центр. Стоит пройти пару шагов, и мы уже у главной мечети.

В эту поездку я не поленился взять свой Nikon FG-20
и запечатлеть Голубую мечеть вот на такой широкий немного заваленный угол
Главная мечеть города - Голубая мечеть. она имеет целых шесть минаретов. Некогда, они вызвали большой скандал в исламском мире. Ведь на момент постройки Голубой мечети у мечети Масджид аль-Харам в Мекке, главной святыне исламского мира, насчитывалось также шесть минаретов.

Внутри Голубой мечети
Проблему уладили по-восточному хитро - построили ещё один минарет в Мекке и конфликт был исчерпан.

В голубой мечети
Пожалуй, на сегодня всё - через пару недель опубликую продолжение.

Комментариев нет:

Отправить комментарий