Описание: 12 - 26 июня 2008. Сплав по рекам Красненькая и Кутсайокки.
Состав:
Катамаран Вологда-1 - Евгений Белый и Андрей Голыхов.
Катамаран Вологда-2 - Сергей Котов и Владимир Евдокимов.
Катамаран Питер-1 - Андрей Григорьев и Егор Дворецкий.
Катамаран Ростов-1 - Сергей и Анна.
Катамаран Ростов-2 - Роман и Андрей.
Вологодские участники похода
В отличие от прошлого раза, мы сели в поезд до Кандалакши без опозданий. Поезд был в пути 30 часов и за это время мы успели достаточно почувствовать отпуск. Было не так много алкоголя, но нам хватило, чтобы кое-кто начал пробовать припасённый Андреем табак для трубки. Парни крутили самокрутки из газеты и бегали в тамбур.
В Кандалакше
Ближе к ночи мы оказались в Кандалакше, где встретились с Егором Дворецким и Андреем Григорьевым из Питера. Кроме того нас должен был встретить и водитель - по-моему его звали Васильков. Водитель быстро нашёлся, познакомил нас c Ростовскими водниками - Сергеем, Аней, Романом и Андреем. Автобус Мерседес помчал нас в Аллакурти.
У Василькова в "Мерседесе"
Выход по нужде
Надо было проехать через погранзаставу, предъявить пропуска и паспорта. Зона всё-таки приграничная и места тут заповедные. Не знаю, требуется ли сейчас что-нибудь, но тогда мы получали пропуск заранее.
На фоне ГАЗ-66
В Аллакурти мы пересели на ГАЗ-66. На Мерседесе было никак не проехать. Водитель уже был другой. Было холодновато, водитель попытался нам включить печку, но в закрытом кузове ГАЗа стало очень душно - вот уж по правде ГАЗовая камера. Окошко в кузове было очень маленькое и видно в него было только грязную шатающуюся дорогу. Было похоже, что нас везут на казнь. Приходилось лежать на полу или катамаранах, чтобы не получить травму. Чем ниже - тем безопасней.
Выгрузились
Но довольно быстро машина остановилась, нам открыли дверь и мы начали разгружаться.
Чёртов мост
Место стапеля называется Чёртов мост.
Стапель
Рядом был виден лагерь других водников.
Соседи на стапеле
Но было видно, что они никуда не торопятся. Стояли палатки и накаченные катамараны. Всё было готово, но туристы спали. Мы же сразу приступили к сбору сплавсредств. Переоделись и спустились на воду.
Спуск на воду
Было раннее утро и от холода стучали зубы. В тенистых местах даже можно было найти нерастаявший снег.
На снегу
После небольших шивер, которые мы прошли без осмотра, на пути появилось первое препятствие - каньон Короткий. Стоит сказать, что начало июня - это время так называемой "Большой воды", время, когда расход и уровень воды значительно выше среднего.
Каньон "Короткий". Ступень на переднем плане обычно приходиться обносить.
Но на большой воде можно пройти
Его уже стоило осмотреть, так как он состоял из нескольких ступеней, которые не просматривались с реки.
Сергей инструктирует, как правильно расставить страховку и где стоит пройти порог
Порог показался не таким устрашающим, и мы его по очерёдке прошли.
Следующие ступени каньона "Короткий"
далеко-далеко, во серебряной дымке, как в сосновом бору где светло, там от русского слова становятся реки замирает вода под веслом я сижу на корме в заколдованной лодке и брызги, и есть им числа; мне ни нужно ни денег, ни баб и ни водки, лишь бы чувствовать тяжесть весла во серебряных реках
Серебряные реки (А. Васильев)
Анна и Сергей на "Коротком"
Речка Красненькая почти не имеет спокойных мест. Только пороги, шиверы и иногда уловы и плёсы между ними.
Я и Влад в каньоне
Каждый порог мы проходили с осмотром. Связывались между собой по рациям. Каждому страхующему досталось по морковке, и свободных рук для фотоаппаратов почти не было. Кстати, морковка - это поплавок на верёвке, которым в экстренной ситуации можно достать человека из воды на сушу. Страхующему нужно точно попасть в область, близкую к спасаемому, и вытащить его. Спасаемому необходимо поймать поплавок, и крепко держаться за него, либо пристегнуть к себе карабином.
На страховке
Можно долго описывать, как мы проходили каждый порог, ведь это занимало действительно много времени, но я же не отчет в ведомство пишу.
Неизвестная нам четвёрка на "Островном"
Кроме нас на маршруте было много туристов, например, коллеги из Москвы.
Порог "Островной"
Мы старались не мешать друг другу и терпеливо ждали, пока очередной экипаж пройдёт испытание.
Андрей и Егор на "Островном", но с другой стороны острова
На плёсах можно было успеть отдохнуть.
Плёс
Отдых на обносе
Катамаран "Рафтмастер" отлично зарекомендовал себя. Бочек, он боялся намного меньше, чем питерский "Тритон".
Евгений и Андрей
Снова Евгений и Андрей
Обнос вещей. Смена страхующих. Прохождение порога каждым из пяти экипажей. Наша скорость, я думаю, была 5 км в день. Но остановлюсь пока только на Щёчках.
Порог "Щёчки"
Данный порог мы осмотрели и пришли в ужас от напора воды и наклона слива, который неминуемо бы перевернул катамаран через левый борт и разбил бы каску (а то и голову) левого матроса. Надо сказать, что мощь воды велика настолько, что она легко мнёт алюминиевые трубы. Правда для этого ещё нужен хороший удар об скалы.
Каркас катамарана
Экипаж Ромы было очень трудно убедить, что даже не стоит и пробовать, но старший их команды Сергей смог настоять на своём.
Андрей изучает "Щёчки"
Перед Щёчками не было улова, поэтому мы развернули целую операцию по обносу катамаранов. Иначе бы нам пришлось переносить и катамаран, и все вещи по очень неудобному для обноса берегу.
В улове
Да и расстояние, которое бы пришлось преодолеть с катамаранами по берегу, было бы довольно большим. Нам понадобилась длинная верёвка, по которой мы подтянули катамараны, как можно ближе к порогу. После чего мы довольно быстро перебросили катамараны в улов после порога.
Горку и Кавказский мы прошли без особых проблем, если не считать того, что кат Сергея получил небольшое повреждение.
Порог "Горка". Андрей и Егор
Порог "Горка". Рома и Андрей.
Обратите внимание на то, как перекручивает катамаран на воде.
У правого баллона нос задран вверх
В устье Красненькой мы остановились на ночевку, но перед этим экипаж Сергея показал мастер класс по клейке катамарана под дождём.
Катамараномонтаж
Надо сказать, что экипаж Сергей-Аня был хорош, но баланс между левым и правым веслом был перекошен. Силы Сергея и Ани были не равны, и меня удивляло, что у них всё-таки получается проходить пороги не хуже молодых парней. Опыт.
Очередной обнос
На Кутсайоки запомнился порог Сомнительный. Он отличался от порогов на Красненькой наличием двух интересных сливов и необходимостью поворачивать направо между этими сливами. Экипаж Сергея в итоге кильнулся после первого слива и второй слив они прошли самосплавом.
Сергей и Анна на "Сомнительном"
А я подумал, что место для страховки между сливами - это плохое место. Я никому не помог, но когда вытаскивал морковку из воды, некоторое время думал, что она что-то держит, но нет - течение было такое сильное, что я тянул с трудом. А если бы мою страховку схватил кто-нибудь из попавших в воду, то, я думаю, что в воду попал бы и камень, к которому был привязан конец верёвки и я сам. Вот такая была сила у течения. Стоять всё-таки надо под порогом и так чтобы спасаемый без всяких лишних телодвижений сам ушёл на верёвке в улов. Хотя, моё место было не таким неудачным, просто меня поразила сила течения. Вот пример оверкиля (переворот вверх килем) на пороге Тесный. Здесь страхующие встали пониже и морковки даже не попали в кадр.
Ниже была "Оба-на", которую экипаж Романа также вызвался пройти, но в итоге мы обнесли все пять катамаранов. Июньское течение на Кутсайоки мы не осмелились проверять.
"Оба-на!"
Перед Маманей установилась такая тишина, что можно было спокойно разговаривать с другими экипажами. Не слышно было ни порогов, ни впадающих в реку ручьёв.
Перед водопадом
Только знак с черепом и костями (ну и лоция, конечно) подсказали, что рядом что-то страшное. И действительно, вода, падающая с двадцати метров завораживала.
Наша четвёрка на Мамане
Наверху был солнечный день, а внизу ты промокал до нитки за считанные секунды. Воздух был наполнен мелкими каплями.
Спуск "рафтмастеров" на тросе
Влад в водяной бане под Маманей
Я не знаю, как обносили водопад раньше, но в 2008 году с вершины водопада был протянут металлический трос. Он был отлично закреплён, у нас были стропы и карабины. И мы решились спустить катамараны вниз. Вещи мы перенесли на себе. Карабины были железные, но истёрлись больше, чем на половину. Алюминиевые бы, я думаю, не выдержали это испытание.
Под Маманей было довольно мало места для лагеря, но мы нашли, куда приткнуться. Сергей был очень расстроен, что мы торопились и не остались там на днёвку. Ниже по течению нам пришлось разбиться на две группы. Ростовские остались выше по течению, а мы и парни из Питера пошли вниз. Андрей Григорьев и Сергей сильно поругались, но мы действительно торопились, так как особо не представляли, что нас ждёт впереди.
Вид на Маманю. Обратите внимание на то, какими кустарниками кажутся деревья
А впереди был Водопадный, который мы проходили по частям. С перерывом на ночёвку. Вечером был ливень, и мы еле приготовили себе ужин.
Порог Карниз прошли удачно только питерский экипаж. Я с Владом пошли по левому сливу и с вещами. Перевернулись, но ничего страшного не случилось. А вот Андрей и Женя отхватили по полной программе. Андрея сразу вынесло, а вот и катамаран, и Женя ещё долго были в бочке. Было видно, как шлем Жени откинулся назад и слегка душил его. Позже бочка “выплюнула” и кат и Женю. травм ни у кого не было, а вот вещи пришлось собирать по реке. Особенно пострадала дорогая аптечка, собранная мамой Юли Шабашовой. По-моему, она была потеряна целиком - сохранилась только упаковка.
Там, где Кутсайоки сливается с Тунсайоки мы остановились на обед. Поели быстрорастворимой лапши и пересчитали наши запасы еды - она заканчивалось. Мы останавливались на стоянке, где по уверениям описателей маршрута можно было арендовать баню. Но хозяина на месте мы не нашли, поэтому отправились гулять по лесной дороге и нашли отличный импортный снегоход. Прямо посреди дороги. На берегу была беседка, там мы и отобедали.
Беседка у бани
Река становилась всё более спокойной. Было время для групповых фото.
На фоне горы
Последний порог Шляпа мы прошли без проблем. Каждый попытался пройти его по-особому. Дальше река сильно разливалась, и уже отсюда туристов забирал баркас и отвозил в Зареченск. Мы решили попробовать пройти остаток пути сами.
Встреча с баркасом
Именно поэтому на берегу стояло интересное дерево, куда все закидывали прохудившуюся обувь. Кроме того, можно было поискать кое-что из еды, но мы смогли найти толькоприличную пачку сухого молока. Очень хотелось найти сухарей или хлеба. Честно говоря, у нас всё было рассчитано по дням. Но из-за того, что мы неожиданное соединились в общую группу с Ростовом и Питером в снабжении произошла какая-то путаница.
Остановка под "Шляпой" в поисках еды
Путь в водохранилище мы искали по навигатору, иначе бы мы просто заблудились топях и затонах между Тумчей и Иовским водохранилищем. Если ещё вначале можно было ориентироваться на масляный след, оставленный теплоходом, то через полчаса этот след уже было трудно различить на воде.
Водохранилище казалось огромным, но мы двигались по его середине и вышли на берег острова, где устроили полуднёвку.
Уроки узловязания
На острове Егор успешно порыбачил. Мы нашли баню и затопили её по-чёрному. Наконец-то мы были чистые. Также Егор собрал парусное вооружение для своего катамарана из большого куска полиэтилена и нескольких стволов маленьких деревьев.
Егор ловит ветер
Егор смог не только отплыть от острова на приличное расстояние, но и вернуться на него. Но нас ветер не радовал, ведь дул он ровно против нашего курса. И мы решили ждать ночи.
После полуночи мы вышли в путь. Решено было двигаться к стоянке Оз. Именно такое название было у Андрея Голыхова в навигаторе. Эта стоянка также располагалась на острове. Ветер всё равно был сильный, но всё-таки уже дул в бок. "Тритон" Андрея и Егора постоянно носило по параболе. А наши рафтмастеры довольно хорошо держали курс. Но на таком большом расстоянии уже было сильно заметно, что баллоны катамарана не параллельны. Приходилось отдельно договариваться, что левей гребец держит курс на "вон тот просвет между лесами", а правый "ну вот та возвышенность". Влад врубил владомотор, мне же приходилось следить за курсом и грести аккуратнее.
В белую ночь на Иовском водохранилище
На стоянке Оз мы не нашли никаких подходящих дров. Мы обнаружили только кустарник, который плохо годился для костра, и вынесенные прибоем на берег обмылки стволов деревьев. Они были настолько крепки, что ни один из наших топоров не справился с задачей. Просто камень. Но всё таки мы смогли сварить рыбы, которую опять наловил Егор. Другой еды не было. Мне в горло попала довольно крупная кость, из-за чего я испортил себе весь обед и толком не наелся. Я не без труда, но всё таки вытащил кость минут за десять. На следующий день мы отправились в сторону Зареченска. Там появилась мобильная связь. Мы позвонили родным, после недели радиомолчания. По-моему, был какой-то футбольный чемпионат, и нам были доложены последние известия. На берегу на встретил добрый пёс, которого мы прозвали Антистапель.
Антистапель. У самого берега виден пёс.
Мы смогли связаться с водителем, и он нас добросил до Кандалакши. В Кандалакше мы посадили питерских парней в поезд до Питера, а у нас было время погулять по городу.
В парке Кандалакши
Там же
Прямых поездов до Вологды не оказалось, и нам пришлось купить билеты с пересадкой в Волховстрое. Мы проехали Петрозаводск.
На вокзале Петрозаводска
Быстро пересели в Волховстрое на Демидовский экспресс, чем удивили цивилизованных пассажиров плацкарта. Таким образом мы добрались до Вологды. Фото мои и наших ростовских друзей. Ждите новых историй!
Крутизново
ОтветитьУдалить