понедельник, 14 августа 2017 г.

Про то, как меня спас спортивный трекер, я ночевал, потеряв половину тёплых вещей, и как я доехал с Эльбруса до порога дома в одноразовых тапочках

Событие: Одиночный поход-восхождение на обе вершины Эльбруса.
Даты: 01-08 августа 2017 года

Когда я побывал на Эльбрусе в 2013-м году, то подумал, что интересно повторить восхождение через три года. Почему три? Потому что в первый раз я взошёл на западную вершину Эльбруса в 2010-м году, второй раз в 2013-м. Хотелось превратить это в традицию. В 2016-м у меня почему-то ничего не получилось. Скорее всего, я просто хотел сэкономить две недели отпуска, чтобы съездить в декабре на Камчатку.
2017-й год мне позволил снова съездить на Кавказ. Конечно, я не планировал ехать один, но у всех моих напарников возникли проблемы различного характера. Не буду на них останавливаться, просто скажу, что поход получился одиночным, что добавило интриги. Я не представлял, что получится в итоге.

Красоты Кавказа
При подготовке к походу самым главным для меня стала проблема веса рюкзака, отказ от лишних вещей, но сохранение безопасности во время похода.
Основные моменты...


Первое. Мне хотелось уместить всё в мой 40+10 литровый рюкзак Deuther. Я, конечно, взвесил и сам рюкзак, потом насмотрелся множества роликов, что при таком объёме можно купить/сделать рюкзак в два раза легче. В одном из магазинов Вологды я даже присмотрел что-то подходящее, но тратиться не стал. Дома и так склад из подобных вещей. 
Второе. В первый раз я брал один большой, но очень тёплый спальник массой 2600 грамм, второй раз я брал с собой комбинацию из двух спальников общей массой где-то 2250 грамм. В этот раз я посчитал, что обойдусь одним летним спальником, но буду спать в двух пуховиках.
Третье. Палатка. Я решился взять свою Freetime Ultralight. Палатка подходит скорее для летних непродолжительных выходов, чем для альпинистских походов, но я посчитал, что два дня на высоте я продержусь. У палатки много минусов. Например, отсутствие ветроснегозащитной юбки и хлипкое дно, которое я все-таки пробил. Но её главный плюс, масса, меня пленил. В базовой комплектации она весит 1760 грамм. Я не стал брать колышки и чехол. Вместо оттяжек взял обычный шпагат и получил палатку весом 1455 грамм.
Четвертое. Я обнаружил, что совсем отстал от того, что сейчас творится на рынке туристических ковриков. Я думал, что существуют легкие и объемные пенки, а также тяжелые, легкоповреждаемые, дорогие, но компактные самонадувающиеся коврики. Оказывается, что и туристы, и альпинисты уже давно ходят с надувными ковриками, цена на некоторые модели которых может составлять и 8, и 16 тысяч рублей. Это то, что я нашёл в интернете во время своего экспресс-исследования. Наверное, есть и более дорогие варианты. Так как я хотел уместить всё в свой небольшой рюкзак, то мне пришлось отказаться от пенки и совершить единственную покупку перед походом - самонадувающийся коврик Mammut Ultralight mat весом в полкило. Его длина 183 см. Честно говоря, я фанат коротких ковриков длиной около 120 см. Я уже давно обрезал свою пенку, но найти короткий самонадувающийся коврик в Вологде у меня не получилось. 
Пятое... Да ладно, можно вечно про подготовку разговаривать. Посмотрите ролик.

Сбор на Эльбрус
До Кавказа я решил добираться на поезде. У меня накопилось много баллов на ржд-бонусе и я их потратил на купейный билет. Почему-то я не смог подобрать удобный мне поезд до Нальчика, пришлось купить билет до Минеральных вод. Так как с Минвод добраться до Терскола немного сложнее, то я решил заказать машину заранее.

Удалось немного погулять, пока я ждал машину до Терскола
Водитель вовремя не приехал. Постоянно говорил, что приедет через полчаса. В итоге, Магомед опоздал на три часа, но сбегал мне за водой. Угощал мороженым. Давал вылезать в люк автомобиля. В общем, я нисколько не пожалел, что дождался его, а не поехал с другими водителями, дежурившими у вокзала.

По пути в Терскол
В Терсколе мы немного покрутились, но нашли место, где начинается дорога на водопад Девичьи косы. С меня сразу содрали 50 рублей, предупредив, что на Эльбрусе возьмут ещё 250 за восхождение.

По пути к водопаду
Почти сразу я встретил Алексея Макаренко из Краматорска.

Вот, впрочем, это Алексей и есть. И водопад
Мы припали друг к другу на уши и так дошли до водопада, а позже и до обсерватории.

Стоянка под обсерваторией
Здесь мы и нашли группу Алексея. Почему-то для Алексея не нашлось места в палатках его группы, поэтому я впустил его к себе в свою двухместку.

Вот такая цветочная поляна для ночёвки
На утро вся группа выдвинулась выше к леднику и Приюту одиннадцати. А я прошёл к тому же приюту, но через Терскол, поляну Азау и канатную дорогу. Я сильно не позавидовал ребятам, особенно девушкам. Ведь, как я понял, это был их первый переход со всеми своими вещами в этом путешествии.

Говорю про обсерваторию, но ни разу не показал. Вот она. Больше похожа на метеостанцию, но строения, похожие на обсерватории, там тоже есть
Просто до обсерватории они добрались на УАЗике "Буханке". У кого-то оказалось аж два рюкзака, один туристический и второй небольшой городской.

Сборы в лагере
Я порадовался, что мой рюкзак намного меньше, и вообще мне надо идти вниз, а не вверх. Мы попрощались на всякий случай и разошлись.

Ребята пошли дальше к Эльбрусу
На спуске мне сначала попался один солдат. Что-то мне показалось в нём странным, но я не понял. Потом второй. Я тут понял, что меня смутили галифе и винтовка уж очень старой модели. Наверное, из такой ещё в войну стреляли, подумал я. Потом мне попался небольшой отряд солдат гитлеровской Германии, а за ним ещё один. Всё выглядело реалистично. Форма, оружие - всё очень похоже.

Фото с сайта sk-news.ru
Не хватало овчарок и кого-нибудь с губной гармошкой. Позже я окончательно понял, что такое произошло. Я нашёл вот такую программу мероприятий.

"Заоблачный фронт"
Я дошёл до поляны Азау. Дал свой номер телефона одному из водителей, чтобы меня пристроили в какую-нибудь группу, когда мне надо будет ехать в аэропорт. Другой водитель любезно забрал у меня мешок с мусором, который я забыл пристроить в Терсколе, а на дороге никаких контейнеров я не нашёл.
Как раз в это время на поляну привезли группу небутафорских военных. Причём военные были не только российскими.

АрМИ-2017 (Наверное)
Я поискал свою гостиницу, которую я заказал на последнюю ночь, не нашёл, позвонить почему-то не догадался и поехал наверх. Подъем до Мира стоит 500 рублей, подъем от Мира до Гарабаши ещё 200. Точнее 100 за подъем и 100 за спуск. На Мире я обнаружил работавшим музей обороны Эльбруса. В прошлый раз он не работал. Я решил, что зайду на обратном пути, когда буду спускаться, и отправился на акклиматизацию в кафе. Выбрал самое крайнее, столики которого стояли прямо на обрыве. Кафе оказалось незаурядным. В нём уже давно посетители оставляли на память подписанные купюры. Вот так всё это выглядело.

В кафе
При посадке на кресельную канатную дорогу до Гарабаши с меня всё-таки взяли 250 рублей за восхождение. Хотели взять ещё 50, но я показал свой билет на Девичьи косы, а билет оказался многоразовым.

Ближе к Эльбрусу на ратраке
От Гарабаши до приюта можно добраться на ратраке. Стоит это 700 рублей, но я сумел поднять и себя, и рюкзак самостоятельно. Я был очень доволен, ведь все прошлые разы я поднимался налегке, отправляя тяжёлую ношу вверх на ратраке или снегоходе.

По пути на Приют
Я поискал своих украинских попутчиков, но они были ещё на леднике и я поставил палатку в свободном месте над базой МЧС.

Мой новый лагерь
Палатка еле поместилась на маленькой, но довольно ровной площадке.

В тамбуре
На улице уже всё таяло. Каждый раз приезжаю, и каждый раз удивляюсь, как же жарче стал климат.

Ручьи на Эльбрусе
На самом деле, наверное, всё как и всегда - ночью всё замерзает, а днём всё течёт.

Возможно, тут видно, как изрезан снежный покров ручьями
Я остался на ночёвку. Утром у меня было два плана. Первый - дойти до низа Скал Пастухова. Второй, более амбициозный, дойти до верха Скал Пастухова. Я шёл довольно быстро. Я поражался, как же легко идти по сравнению с прошлыми походами. Оба предыдущих раза я ещё не был спортсменом-марафонцем, я вообще тогда не бегал.
До низа скал я дошёл довольно легко всего за час, поэтому я пошёл выше.

Александр
Я догнал Александра из Иваново, и мы устроили привал на самых верхних камнях скал.

Перекус с Алексеем и Александром
Тут уже и Алексей Макаренко подошёл и предложил идти выше.

Лёха идёт дальше
Мы согласились. Дойдя до начала Косой полки, я снова присел отдохнуть. Тут же меня догнал Алексей, а Александр, видимо, повернул раньше. Я доел последний перекус и пошёл вниз.

Вид с начала Косой полки
Алексей же разошёлся не на шутку и двинулся до седловины. На спуске я встретил несколько ребят из украинской группы.
Ну, и всё. Сегодня нужно было пораньше лечь, чтобы ночью уже идти на Эльбрус. Вечером, как и в вечер прошлого дня, пошёл град.

Град на Эльбрусе
Я решил, что это хороший знак, ведь и прошлый вечер что-то падало с неба, а вот ночь вышла идеальной. Всё так и получилось. Я встал в половину первого ночи, приготовил завтрак и термос, оделся, пробрался через камни, нацепил кошки и в 1:30 стартанул.
Забыл сказать про одно событие, которое повлекло за собой цепь других "трагических" и приятных событий. Я ведь не повёз с собой фотоаппарат. У меня его попросту нет. Точнее сказать, у меня поломаны все объективы, которые подошли бы при съёмках в горах. Или сломаны или плохо работают. Например, в мой последний майский поход я половину фотографий сделал не в фокусе. Такое я повторить не хотел, поэтому я взял с собой старый отремонтированный  смартфон. Вот он-то перед выходом и не захотел включаться, и мне пришлось выходить с основным моим телефоном в кармане, к которому даже шнурочек было не привязать, в отличии от старого.

Ночное восхождение
Ну что же, я вышел. Получалось довольно легко. В таком же темпе, как и полдня назад. Я почти всех обогнал, впереди остались только те, кто поехал наверх на ратраке.
Я удивился, что на улице довольно тепло. Оба пуховика я расстегнул. На руках были только хозяйственные перчатки. Застегнулся и нацепил варежки я только на Косой полке. На полке я обогнал почти всех. Впереди осталось только четыре человека. Было хорошо видно, что впереди никого больше нет, так как я уже заходил на седловину. Троих я догнал на развилке троп на две вершины Эльбруса. Один ускакал перед, но его мне вполне по силам было догнать.
Теперь немного о моих планах. Программа минимум - зайти на восточную вершину, так как на западной я был два раза. Программа максимум - на обе. Конечно, стоило начать с восточной. Так как, нацелившись на обе и начав с западной, на восточную уже могло не хватить сил. Я увидел первый флажок, с которого должна начинаться тропа на восток. Впрочем, эта вешка оказался и последней. В седловине стоял небольшой вагончик, где местный житель объяснил мне на пальцах как добраться до вершины.

Тот вагончик и отвернувшийся собеседник
Я решил перепроверить его слова и погуглить. Я включил телефон, затем интернет, но сети не было, и у меня ничего не получилось. Я сунул телефон в карман и пошёл. Кстати, этот момент был в цепи тех "трагических" событий, о которых я говорил ранее.

Тропинка до восточной вершины. Последние метры
Итак, я быстро разобрался куда идти. Всё было довольно понятно, но в конце, буквально на три минуты, меня обставила группа из трёх москвичей, которые зашли на вершину с севера.

Вид на западную вершину, если идти на восточную из седловины
Я же заходил с юга, с седловины. Мы пофотографировали друг друга, я объяснил ребятам как пройти к западной вершине, отпустил их вперёд, да и сам пошёл.

На восточной вершине
Часы пикнули, что они скоро сядут и перестанут писать gps-трек, и тогда я включил на телефоне Endomondo, совершенно забыв, что теперь за моими похождениями могут следить абсолютно все, ведь у меня был включён интернет. Это ещё одно событие из той цепи.

Ещё один вид на западную вершину
Я без труда спустился, с трудом взобрался, часы пикнули, что трек больше не пишется, я встретил Лёху Макаренко, и вот я на западной вершине.

Панорама с обеими вершинами
Здесь мне опять помогла московская группа сделать памятный кадр. По вершине бегало несколько человек, которые искали спички или зажигалку, чтобы зажечь файер. Их зажигалка почему-то не работала. Честно говоря, я думал, что для файеров вообще не нужен поджиг. Я всегда думал, что они зажигаются или поворотом, или шнуром. Как хлопушка, в общем.

Вот те люди подальше. Это они не обнимаются, а поджигают файер
Кстати, хозяйке на заметку. Слышал о случаях, что пьезоподжиг и пьезозажигалки на горе просто не работали. В прошлый раз я ходил с горелкой на пьезоподжиге и с такой проблемой не столкнулся. В этот раз я был с обычной горелкой и кремниевой зажигалкой. Вот такие разноречивые факты. Но, если есть выбор, то берите с собой кремниевую, а не пьезозажигалку.

Как хорошо спускаться, когда многим ещё только предстоит покорить Эльбрус
Я снова спустился на седловину, там нашёл троих ребят из Украины.

Лежанка в седловине
Двух девушек и парня, вскоре к нам спустился и Алексей. Трое собрались с силами и потихоньку побрели наверх. Мы же с Лёшей пошли вниз. Пройдя Косую полку, я решил отдохнуть.

Есть у меня уже примерно такой кадр с 2014-го года, но выложу всё равно. На Косой полке
Было очень жарко, я снял всё, что смог и обнаружил, что у меня нет ни одного кармана. Это был прокол, который надо было предвидеть заранее. Я убрал пуховики, варежки и телефон в мешок, который был пристегнут к моему импровизированному рюкзачку. Был... Был пристегнут пока я не присел отдохнуть на относительно пологой площадке. Относительно пологой. Когда я понял, что достаточно отдохнул, я стал всё скреплять, но мешок с телефоном, пуховиками, варежками и всеми фонариками уходит из рук и медленно катится вниз. Потом мешок просто полетел, распугивая народ. Представляю, что чувствовали люди, когда видели, что на них летит что-то черное величиной с камень. Я надеялся, что мешок остановит сломанный ратрак, но мешок пролетел в десятке метров.

Сломанный ратрак
Впереди были Скалы Пастухова. Уж камни-то точно должны задержать сумку, подумал я, но она пролетела немного восточнее. Дальше я потерял сумку из виду. Всё. Был плюс в ситуации. Я спустился до скал, очень быстро побродил по ним и понял, что мешок улетел на ледник, покрытый трещинами.

Вот в это поле слева, как мне показалось улетел мешок
Хозяйке на заметку. Берите в горы как можно меньше чёрных или белых вещей. Так делают, чтобы в случае экстренной ситуации можно было легко найти человека или хотя бы его труп. Черный мешок мой был совершенно неотличим от камня. Я видел вдалеке какие-то чёрные точки, но мне не было понятно, что это. На камнях мешок был совершенно не виден. 
Я пошёл грустный к палатке. Народ, который видел, что мешок пролетел вниз, нисколько меня не подбадривали, просили забыть и не думать. Уже ничего не найти. У палатки соседи из Екатеринбурга напоили меня чаем, а я рассказал им о своём горе, попросив телефон, чтобы позвонить в Вологду. Случившееся я назвал "синдромом Владимира Евдокимова", ведь в мой первый поход на Эльбрус он тоже потерял сумку, сделанную из клапана рюкзака. Надо было придумать, что делать дальше. Собрать палатку и убежать на подъемник я не успевал. Впереди меня ждала ночь без пуховиков и без связи. На соседский телефон мне позвонила Аня. Я попросил её написать смс на телефон, вдруг его кто-то нашёл. И также я вспомнил, что на телефоне у меня был запущен Endomondo и интернет, но я не помнил, действительно ли спорт-трекер вел в сеть трансляцию трека или только показывал моим подписчикам, что я начал тренировку. В общем, я попросил дать Ире Алябьевой задание найти мой телефон. Радовало, что телефон был в сети, до него можно было дозвониться. Погода стала портиться. Я забрался в палатку. Ветер был очень сильным и порывистым. Мне казалось, что меня сдует. Была надежда, что ночь опять будет спокойной, так и произошло. Я утеплился как смог, испробовал самодельные грелки и лёг спать. В голове были разные мысли. Мысли о том, что ближайший офис МТС, наверное, в Нальчике. О том, что надо будет купить смартфон, чтобы с помощью его сделать попытку поиска телефона. О том, что погибли все мои фотографии. Те фотографии, которые сделал во время похода, и те, которые я просто не успел сбросить на компьютер. Но я смог уснуть. 
Ночью я проснулся от сборов екатеринбуржцев. Валя спросила сплю ли я и сказала, что мне пришло смс с координатами, которые я записал на попавшемся под руку чеке. Без фонаря было сложно, но я записал.

Где кончается трек. Изначально мне показалось, что это начало трещины
Утром ко мне пришёл Алексей, и мы сходили до других соседей, чтобы поискать телефон с картами, на которых можно было увидеть точку с моего чека. Сначала мы нашли человека с офлайн-картами, и они показали, что телефон на Скалах Пастухова. Моё настроение повысилось. Потом я нашёл и телефон с интернетом, я смог точно посмотреть где лежит мой телефон. 
Я собрал перекус, термос и пошёл на поиски. Так быстро я ещё в горы не ходил. Честно говоря, я не сильно верил, что найду телефон. Во-первых, я мог не так запомнить место для поиска и запутаться на месте. Во-вторых, хоть телефон и был какое-то время в сети, но с интернетом в горах беда, и телефон мог слить в сеть не самые последние координаты. Ну, и в-третьих, на карте место поиска уж больно было похоже на трещину и казалось очень опасным.
Тем не менее, я решил сходить. И представляете, я сразу нашёл мешок. Он лежал в ручье стороной, где лежал телефон. Телефон уже покрылся льдом, но включился. Впрочем, он сразу выключился, надо было спуститься и подзарядить его. Почему-то я забыл взять с собой подзарядку, видимо, совсем не верил в успех.

Сушка
Ну, вот и всё. Я спустился, неспешно собрался и двинулся дальше вниз, проведя оставшиеся запасные дни в несложных прогулках и безделии.

Вид из окна гостиницы
Тапочки? Ну, да, я доехал за 15 часов от порога гостиницы до порога дома в обычных одноразовых тапочках из поезда.

Комментариев нет:

Отправить комментарий