понедельник, 18 мая 2015 г.

Сбор снаряжения для майского сплава

Привет!
В эту статью я выделю описание хлопот по сбору самого себя в майский поход. Не хотелось бы разбавлять пост о походе по Кокшеньге столь подробным описанием подготовительных мероприятий, которые имеют мало отношения к конкретно к этому походу.
С прошлого года у меня остался документ, в котором я описал, какие именно вещи я брал с собой. Файл был особо дорог тем, что в нём было расписано, как именно мы с Аней смогли поместить все свои вещи (и все общие вещи, которые были на нас) в один-единственный гермомешок и пару маленьких. Список не содержал в себе лишних вещей, не было ни одного предмета, которого мы бы не использовали. Вообще, после каждого похода я условно делю все вещи на три категории:
  • Активно использовавшиеся вещи;
  • Вещи, которые я использовал, но они просто добавляли комфорта в мой грубый быт, если бы этих вещей не было, то ничего бы страшного не случилось;
  • Вещи, которые просто болтались в рюкзаке, неиспользованные ни один раз.


Ясно, что некоторые предметы от похода к походу могут перемещаться из группы в группу. Основной виновник этого - погода. На втором месте - собственные ошибки. На третьем - плохо подготовленные коллеги по походу, которых надо выручать при любых обстоятельствах, даже если они сами виноваты. Тем более, плохо подготовленные появляются зачастую в том случае, если не был произведён правильный предпоходный инструктаж. Тут смотри пункт второй настоящего рейтинга.
Но тем не менее, анализируя список вещей с предыдущего похода, можно лучше подготовиться к следующему. Так что рекомендую не только собираться по заранее подготовленному списку, но и редактировать список после похода. Ведь зачастую мы собираемся по одному списку, а в итоге, в рюкзаке оказывается не совсем то. Надо перечислять каждую мелочь, насколько хватает терпения.
Итак, начну с лекарств. В этот раз мы не делали какой-то общей аптечки, решили обойтись индивидуальными. Поскольку относительно недалёкое от цивилизации путешествие на три-четыре дня не подразумевает высокую вероятность каких-то серьёзный травм и экстренных действий, я решил уменьшить свою аптечку до таких малых размеров, каких только можно. Итак, я взял с собой:
  • Болеутоляющее ("Нурофен") - 2 таблетки;
  • Жаропонижающее ("Колдрекс") - 2 таблетки;
  • Активированный уголь - 1 таблетка;
  • Бактерицидный пластырь - 2 штуки;
  • Вата - на одну небольшую рану;
  • Эластичный бинт из автомобильной аптечки "Фэст" - 2 штуки;
  • Зелёнка - 1 порция;
  • Мазь от растяжений - 1 порция;
  • Лезвие - просто для вскрытия упаковок с зелёнкой и мазью.
Помещалась аптечка в коробочку из под двух батареек CR123A. Для сравнения положил рядом коробок спичек. Выглядело это всё вот так.

Средства гигиены и аптечка.
В футлярах и без.
Аня мне сказала, что это аптечка для кукол. Блистеры от таблеток я максимально обрезал по периметру, способ упаковки мази и зелёнки подсмотрел у "Survival panda". Размеры эластичных бинтов тоже радовали, но не знаю, насколько они бы мне помогли в "боевой" ситуации. Кроме того, отдельно в маленьком гермомешке, который всегда под рукой, всегда лежит валик пластыря - необходимейшая вещь при сборе байдарки. В кармане спасательного жилета у меня также лежала и гигиеническая помада. Теперь я вожу эту аптечку с собой на велосипеде, как оберег от различных травм.
Второй экспонат из моей кукольной коллекции - это мыльница, собранная в коробочке от ремкоплекта для ремонта велосипедных шин. В мыльницу поместилось само мыло, обломок зубной щётки и две упаковки с зубной пастой (за поход я успел израсходовать одну, чистя зубы два раза в день). Такую мыльницу я сразу положил в карман пуховика, в котором ходил вечером и утром по берегу. В другом кармане лежал небольшой фонарик. Совсем небольшой, способный осветить только палатку со время подготовки ко сну, и не больше, но зато водозащищённый и лёгкий.

Фонарики в точно таком же корпусе уже делают несколько производителей.
Я видел такие и в "Триал-спорте" и в "Спортмастере"
Ещё одна моя любимая вещь - обычный коврик из "Ашана". Тоненький и узкий, чтобы сделать его производство подешевле, и фольгированный с одной стороны, чтобы выглядел он привлекательней. На самом деле я не уверен, что у этой фольги есть какие-то теплоотражающие свойства. Данный коврик я обрезал так, чтобы я на него помещался только поджав ноги. В ноги всегда можно кинуть какие-либо вещи, либо пенку-сидушку, которая всегда с собой, но я люблю эту пенку подкладывать под почки. А ноги...  ноги и правда можно поджать, если будет холодно. Таким образом, этот коврик занимает в рюкзаке или гермомешке минимум места. Очень часто коврик никуда не помещается и везётся в байдарке отдельно от всего, и поэтому к месту ночёвки приезжает слегка мокрый. Как уж повезёт.

Табуретка, которая всегда с тобой
И о сидушке, раз уж начал. Лично я предпочитаю сидушки как можно плотнее. По-первых, их хватает на несколько походов, а то и на всю жизнь, их не раздерёшь ни об какой сучок. А во-вторых, жёсткими сидушками очень удобно раздувать костёр. Я использую сидушку и для того, чтобы подложить её под спину при гребле в байдарке, и для улучшения теплоизоляции в палатке (об это я уже писал чуть выше), а также чтобы сделать ровную спинку у гермомешка, чтобы переноска такого мешка была наиболее комфортной.

Спальник "Loap", а компресс-мешок уже от другого спальника
Продолжая тему ночёвки, хотелось бы сказать о спальнике. Я предпочитаю брать с собой самый лёгкий спальник, который есть у меня. Это спальник "Alaska" фирмы "Loap", который я почему-то не нашёл на официальном сайте производителя. Наверное, его сняли с производства. Наиболее на него похожим оказался спальник "Orbit". Отличие, которое бросилось мне в глаза - это обновлённый компрессионный мешок. В родной мешок от "Alaska" спальник можно было упаковать с большим трудом, а при затяжке рвались швы, которыми были пришиты компрессионные стропы. Похоже, что в "Orbit" и прочих спальниках "Loap" разработчики учли свою ошибку и все исправили. Хотя... Я пригляделся - ничего, вроде, не исправили, мне показалось...

Фото с сайта www.loap.cz
Вернусь к "Alaska". В мешке килограмм весу, температура экстрима -5 градусов. Вполне прилично, чтобы переночевать в мае в лесу, пусть даже в Архангельской области. Причём, с собой у меня был пуховик, а мои чувствительные к холоду коленки я дополнительно оборачивал во флиску. Ну и термобельё, шерстяные носки, перчатки и шапку ещё никто не отменял. Вес малый, пользы - много. Спальник, пуховик и прочие тёплые вещи были упакованы в два компрессионных мешка. Ещё раз повторю, что мешок "Loap", я не использую, есть у меня два других нормальных мешка.

Тент можно установить только на одну опору, а можно сделать и получше, если рядом стоит хотя бы пара деревьев.
"Alaska" представляет собой спальник-кокон. Кроме данного мешка, я имею в своём арсенале и спальник-одеяло. Такой же спальник есть и у моей девушки Ани. Такие изделия легко состёгиваются в один большой мешок. Спать в таком спальнике намного теплее, чем в отдельных, особенно в обнимку. Такие мешки мы брали и на Эльбрус, и на прошлогоднюю Двиницу.
Были взяты в поход и некоторые другие готовые решения, которые можно найти в магазине. Например, полиэстровый тент "Нова тур" размерами 3 на 4 метра. Он очень лёгкий. Гораздо легче, чем тенты из термопаулинга. Единственно, что меня не устроило - это короткие оттяжки, которые есть в комплекте. Отсутствие колышков ничуть не беспокоило, ведь очень часто они не нужны, так как оттяжки можно привязать к деревьям, либо изготовить колышки из веток, как мы и сделали в этом походе.

Тент в свёрнутом состоянии
Кроме того, для личной защиты от дождя можно использовать дождевик. Многие используют полиэтиленовые образцы. Они очень лёгкие и не занимают много места, я же уже шестой год хожу с одним и тем же дождевиком "Quechua Forclaz 300 light". Стоил он в те времена 800 рублей, надеюсь, что он уже себя окупил.

Фото с сайта www.decathlon.ie
Выполнен он в формате пончо, в нём не бывает душно, легко одевается, легко снимается. Пока не знаю зачем, но я его дополнил люверсами по углам. Имея под рукой ещё и моток шнура, можно будет сделать небольшой тент на двоих человек.

К сожалению, люверсы пока бездействуют и мне не продемонстрировать,
как бы я их использовал в походных условиях
Была взята и газовая горелка с баллоном газа и складная алюминиевая ветрозащита "Татонка". Насчет последней у меня до сих пор нет окончательного решения. Ведь ветрозащитный экран всегда можно сделать из коврика, так мы, например, делали во время похода по ущелью реки Адыр-су.

За большим камнем видно коврик, который защищает огонь в горелках от ветра
Я так делал и в одиночном походе по острову Ольхон. Самое главное - это хорошо зафиксировать коврик, например, колышками, если их есть во что воткнуть, и следить, чтобы коврик не улетел, унося попутно и котелок. А второе - необходимо контролировать, чтобы коврик не оплавился и не сгорел.

Ветрозащита из коврика
Конечно, от хорошего ветра может снести и сам ветрозащитный экран, да и место он в рюкзаке всё-таки занимает. К тому же вес экрана хоть и небольшой, но уже заставляет задуматься.

Кухонная утварь
В общем, экран можно считать лишней деталью в этом походе, но газ мы решили использовать только на обеде для разогрева чая, когда не хотелось бы доставать из байдарки ещё и коврик, поэтому экран я всё же взял с собой. В итоге, газ для приготовления перекуса мы использовали только на стапеле, а на обедах мы пили чай из термосов Льва и Вовы. Так что можно было не брать и горелку с газом, не то что ветрозащиту.
Стоит также учитывать, что экран - это в первую очередь средство для экономии топлива, поэтому не стоит брать его в короткие походы. В таких путешествиях эту экономию можно и не заметить. Например, я не брал с собой экран в велопоходе в Липин Бор. В этой поездке из всего кухонного снаряжения я взял только горелку, маленький баллон газа, кружку и ложку. Котелок, экран и миска остались дома.

Пила
Также в баул я забросил и компактную туристическую ручную цепную пилу. Хорошая альтернатива топору, но иногда в походе приходится делать топором то, что пилой не сделаешь, так что топор пока страшно выбрасывать из общего снаряжения.
Ещё хотелось бы рассказать об одежде, которую я одеваю когда сажусь в байдарку. Если сверху-вниз, то это обычная шапка, балаклава, термобельё-рубашка, на которую одета обычная болоньевая курточка, штаны-самосбросы, термоноски до колена и ботинки. На руки я ничего не одеваю. Мне, почему-то не особо холодно, да и мозолей я не натираю. Остановлюсь  подробнее только на брюках и обуви.
Самые лучшие брюки, которые я пока для себя нашёл, это самосбросы, которые я купил в "Декатлоне". Это китайская "Quechua" из мембранной ткани, параметров которой я даже не знаю, и подкладкой из сеточки. Их я купил ещё в 2010-м году и ношу в походах до сих пор. В них я был оба раза на вершине Эльбруса, во всех последних водных походах, на Ястребином озере. Да что там говорить, я в них даже на работу зимой хожу, когда холодно, просто одеваю их на джинсы и всё. Они быстро снимаются, и в офисе я себя чувствую отлично. При спуске с Эльбруса я легко их снимал, не разуваясь. Весной они достаточно хорошо спасают от холода, летом же их можно расстегнуть сбоку. Выглядит немного забавно, но зато всегда можно чётко регулировать теплоотдачу.
И об обуви. С тех пор, когда у меня в рюкзак однажды не влезли резиновые сапоги, я стал ездить на сплав в альпинистских ботинках среднего уровня "La Sportiva" "Makalu". Может быть меня проклянут за это и альпинисты, и водники, но мне в них, действительно комфортно. Они достаточно высоки, чтобы вылезти на берег, не начерпав. И достаточно неубиваемы, чтобы бродить в них по лесу.
Ну и, конечно, я не забывал, что, в конце концов, мы выберемся к цивилизации, и поэтому свой скарб я дополнил чистыми носками, трусами и футболкой.

В сборе
В итоге у меня всё поместилось в две такие гермы. В неполную 80-литровую и 15-литровую герму "Тритон" "Фотопрофи". В малой герме была вся электроника и некоторые вещи, которые могут понадобиться в любой момент, например, кружка с ложкой или пила. Из самодельных компрессионных ремней я сделал импровизированные лямки для большой гермы. Также в большой мешок я закинул небольшой 25-тилитровый гермомешок, в который планировалось сложить продукты.

Комментариев нет:

Отправить комментарий