понедельник, 18 мая 2015 г.

Три реки, два шпангоута и одно путешествие

Вела меня от юга и до севера
Дорога по неведомым краям,
Менялся мир, чего в нём только не было,
А три реки впадали в океан.
К. Меладзе (наверное)
Даты:
1-3 мая 2015 года
Маршрут:
Реки Кокшеньга, Устья, Вага. От станции Кокшеньга Северной железной дороги до села Ровдино Архангельской области.
Протяжённость:
123 км.
Состав:
Байдарка-2 "Ладога-2" - Болонин Лев, Владимир Кубинский.
Байдарка-2 "Свирь-Н" Сергей Котов, +Олег Тюкин.

На берегу Кокшеньги
Продолжаем придумывать числовые названия для водных походов. Также хочу попробовать в этот раз рассказать больше технических подробностей о походе, поэтому постараюсь для начала описать подготовку.

Итак, состав. В этом году я опять-таки не собирался в майский поход. Всё изменило сообщение от Льва.
Уточнив у Андрея Голыхова, что он тоже не прочь сплавиться, я пригласил Олега в поход. Его долго уговаривать не пришлось. Позже Андрей решил остаться дома, а вот Владимир Кубинский легко согласился быть Лёвиным компаньоном. Байдарку Андрей нам предоставил. Также он спонсировал нас и двумя большими гермомешками.
Маршрут мы выбирали относительно недолго. Колебались относительно выбранного варианта, но в итоге всё равно остановились на Кокшеньге, реке из похода 2012-го года. Почему? Во-первых, отсутствие воды в прошлогодней Двинице заставило нас снова поехать подальше - в Вельский район Архангельской области. Во-вторых, Кокшеньга - это река, где мы с Олегом познакомились как водники, и нам хотелось продлить маршрут ниже по реке, войти в Устью и Вагу. Вага, которая идёт параллельно трассе М8, предложила нам два варианта для конечной точки маршрута. Это Ровдино (повыше) и Усть-Паденьга (пониже). Километры по дням раскидали так, чтобы в первые дни пройти максимальное расстояние (по 50-60 км в день), оставив на Вагу совсем немного. А немного, потому что мы не были уверены, что сможет держать высокий темп на широкой реке, на которой весь день могут дуть такие ветра, что нас бы обогнал и пешеход. Кроме того, хотелось в первый день заночевать на известной нам стоянке на Разбойном берегу.

Прилагаю график, который набросал Олег.
Если кто-то разберётся и для него это будет полезно, то это будет здорово.
Меня смущало, что в один день со стапелем придётся пройти аж 60 километров, но была надежда на течение (по вестям с полей - воды в реках не так много, но мы верили в чудо), да и поезд в Кокшеньгу приходит довольно рано - в 06:17. Если на переход и стапель потратить 3 часа, то остаётся целый день для сплава, ничуть по длительности не отличающийся от обычного ходового дня. Успокаивал и малый километраж последних дней. Но, повторю, ещё было не ясно, как Вага встретит нас.
О трансфере. Первоначально мы собирались ехать на поезде до Вельска. Там должна была быть пересадка на поезд до станции Кокшеньга. Но с билетами на поезд до Вельска случилась какая-то засада, а Лёва был не против доехать до Вельска на своей машине.

Лёва и Вова выползли из "Опеля" и отогреваются чаем в пятом часу ночи.
На улице уже очень светло
Кузов у неё универсал, багажные дуги на крыше, если что, имелись. Надо было только решить проблему с парковкой на три ночи, с чем Олег успешно справился. Остальное осталось без изменений.

Вот такие огромные билеты полагаются на байдарку.
В два раза больше человеческих.
Поездом до Кокшеньги - отправление 05:17, прибытие 06:17. Цена 279 рублей на одного человека, плюс 148 рублей на одну байдарку. С антистапеля мы планировали поехать на автобусе Архангельск - Вельск. По цене сразу прикинуть не смогли, ориентировались на 260 рублей с человека, в итоге со всех взяли 1100 рублей.
Меню мы собрали довольно быстро, и, наверное, потому уже в походе появились несогласные с рационом. Ничего по граммам описывать не буду, возможно потом расскажу про эту важную часть подготовки к походу.

На перроне вокзала Вельска
Если бы кто-то хотел прочитать, как я готовил самого себя, то вам сюда. Перейду уже скорей к описанию самого путешествия, но поездку в машине и поезде я описывать не буду, а расскажу сразу про высадку на платформу.

По шпалам
Как и в прошлом году мы до платформы не доехали, поэтому пришлось сначала топать по шпалам до станции и только там выйти на дорогу, которая вела прямо к реке. И опять, как и в прошлом году, именно мне не захотелось идти до самой Кокшеньги и, разглядев в кустах какую-то воду, я направил всех к этой воде.

Ломим через ивняк. Мы ещё не знаем, что идём не туда
Это было старое русло Кокшеньги, из которого хорошего выхода в нужную нам реку не было, поэтому мы опять поднялись к дороге и дошли до площадки у железнодорожного моста.

Дорога со станции на берег реки
Обе группы заняли по небольшой площадке для сборки байдарки, и мы приступили к этому надоевшему мне занятию. Я заранее распечатал инструкцию по сбору "Ладоги" Андрея, но, во-первых, инструкция предназначалась для сборки "Ладоги" немного другой модификации.

Лёва открыл инструкцию и, кажется, о чём-то догадывается
И, во-вторых... не хватало двух шпангоутов! Немного о корабельном деле. В любом судне (даже воздушном), построенном по классической технологии, есть шпангоуты. Это поперечные рёбра корпуса.
Фото с сайта www.shipmodeling.ru
Мне кажется, что забыть какую-то часть байдарки - это страшный сон любого водника. Но как-то прежде был случай, что я вообще сломал немаловажную деталь. Тогда на помощь пришли топор и прибрежная ива. Так и в это раз мы проявили весь свой талант. Добавили в конструкцию горлышко от пластиковой бутылки (ликуй, Тимур Кизяков!), скотч, изоленту, отпилили лишнее пилой, и, вуаля, примитивнейший шпангоут готов! Хотели мы попробовать добавить ещё одну распорку под углом в 90 градусов, но решили, что и так хорошо. Вторую распорку было бы трудно зафиксировать.
Шпангоут из ивы
Правда, пришлось сначала собрать полностью каркас байдарки и работать уже с ним, и только потом  частично его разобрать и собрать уже в шкуре. В итоге, мы потратили на сборку не 2-2,5 часа, как планировалось, а 4,5 часа. Вы можете просмотреть небольшой видеоотчёт по нашему стапелю.

Это видео должно было стать образцом для демонстрации процесса сборки байдарки
Поглядывая на реку, мы увидели, что течение всё-таки есть, хоть и не такое сильное, как хотелось бы. Впереди были 60 километров пути, но отставание в 2,5 часа вносили некоторые коррективы в наш график.
По пути нам попалась странная компания из Нижнего Новгорода. Это была обычная надувная лодка с малюсенькими вёслами, которые использовались только для управления, так как при таком способе сплава был высок риск застрять в прибрежных зарослях. К лодке был привязан спасательный круглый плот. Экипаж был поголовно пьян. Шли они до Благовещенского.

Экипаж из Нижнего
Так мы и добрались до устья Ненюшки, где ночевали в предыдущий сплав.

Вид на Кокшеньгу в районе устья Ненюшки. Фото 2012-го года.
Так как воды было меньше, то русло реки легко читалось, и только в этот раз мы поняли, где же она протекает. Накренившаяся над водой берёза совсем уже поломалась, но всё же не уплыла вниз по реке.

Вдали можно увидеть ту же берёзу, что и на предыдущем фото, но уже сломанную.
Также можно увидеть насколько меньше воды в этот раз
Отобедав и обсудив планы, мы решили попробовать всё же дойти до Разбойного берега.
Но в итоге силы наши иссякли на 47-м километре, и, заметив отличную стоянку на берегу, мы поспешили причалить.

Походная баня
На берегу нас ждали скамейки, столы, и даже каркас походной бани. Место под палатку также нашлось.
Трек первого дня
А если подняться чуть выше, то можно было найти и странный арт-объект "Гопник в лесу".

Скульптура
В путешествии такой маленькой компанией есть несомненный плюс - это практически нулевой бардак как в вещах, так и в обязанностях команды. Каждый сразу нашёл себе дело - приготовление ужина, разведение костра, сбор палатки.

Лёва строгает картошку, а Вова уже готовит костёр
Когда мы только ехали в Вельск мы видели, что на приборной панели автомобиля светились -3 градуса уличной температуры, но спать в палатке было очень комфортно, даже жарко.

Близится закат. Скоро мы уляжемся спать
Особенно Лёве. Повезло нам, ведь были случаи, когда я в этом же спальнике замерзал так, что было трудно уснуть, если неожиданно проснуться посреди ночи. Да и утро было мягким, не было желания ждать, пока станет потеплее. Скорее наоборот, хотелось выбраться из душной палатки. Встали мы без всяких будильников в семь утра.

Пакуемся. Утро.
Утренняя пшеничная каша придала нам сил, и мы были полностью готовы нагнать вчерашнее отставание от графика.

И снова идём вниз по реке
Для начала мы хотели всё таки добраться до Разбойного берега, чтобы пополнить запасы чистой воды, да и просто оглядеть известное нам место. В итоге получилось так, что мы долго искали родник, но воду всё же добыли. Она была практически такого же цвета, как и в реке, но не было никакой лишней органической взвеси, которая наполняла воду из Кокшеньги.

А вот и вода с родника
Старое место стоянки я так и не нашёл, так как мы немного прошли это место. Я увидел отличную стоянку поглубже в лесу. Кстати, старую стоянку Олег всё же нашёл, но я уже не пошёл осматривать то место.

Наш бивак в 2012-м году
Я просто погулял по лесу и обнаружил в нём обилие снега. Да... В этом году снега, действительно, больше чем во все предыдущие.

А вот и вода, которой нам так не хватало в реке
Мы прошли всего 13 километров, сегодня надо было ещё пройти 47 километров. Погода портилась, и мы решили подналечь на вёсла, чтобы пройти расстояние и встать за 15 километров до Пасьвы, переночевать, и быстренько заскочить в местный автобус до Вельска.

Иногда на Кокшеньге можно было увидеть вот такие берега
Довольно быстро добрались до Кочневской, в которой в этом году уже успели построить мост. Под мостом было такое расстояние, что мы прошли с совсем небольшим запасом пространства над головой.

Приближаясь к мосту
Позже было устье и Устья. Сразу после слияния рек нас с Олегом стало прилично мотать по руслу реки.

За кустами уже Устья. Здесь кончается Кокшеньга
Мы отчаянно сопротивлялись, но бросили это дело и остановились на обед в месте, где река делает приличную дугу.

Обед
После обеда стало грести намного легче. Успокоился ветер, да и мы не стали отходить далеко от берега.

Широкая Устья
Неумолимо приближалось устье Устьи. И здесь мы себя почувствовали как на большом озере.

Слева - устье Устьи. Справа, ближе к центру - устье Ваги.
Скорость снизилась с 9-10 до 5-7 км/ч. Позади нас шли Лёва с Вовой. Видно было, что грести им уже надоело. Мы же шли вперёд вдоль берега, иногда закладывая большие диагонали до другой стороны реки.

На необитаемом острове
В ожидании ребят мы высадились на небольшой песчаный остров и размяли ноги. Созвонившись со вторым экипажем, мы поняли, что они совсем недалеко. Мы их дождались и пошли дальше.

Встреча на острове
Пасьва встретила нас катером, который дерзко нас подрезал.

Вдали видно малюсенькую "Ладогу" и идущий ей наперерез катер
После устья Сухой Пасьвы мы и встали. Рядом было устье ещё одной реки - реки Колешка.

Колешка
Итого получилось 60 километров за день. Все устали.

Трек второго дня
Стоянка оказалось обжитой, но скамьи и стол оказались на высоком берегу, куда заносить вещи нам никак не хотелось. Зато вид от туда открывался потрясающий.

Устье Сухой Пасьвы
Когда два дня подряд смотришь на реку с высоты полметра, здорово увидеть реку именно с такого высокого ракурса.

Прямо - Вага. Слева за деревьями - сухая Пасьва
Помимо того, что на этом месте время от времени обитали рыбаки и охотники, здесь были ещё и метеорологи, которые утром и вечером навестили нас, чтобы сделать замер уровня воды, который, кстати, поднялся за ночь, и ещё какие-то измерения.

Наш лагерь второй ночи
Погода испортилась ещё больше. Мы натянули тент и устроили небольшую кухню под ним. Рядом развели костёр и поставили палатку.

Сооружаем скамейки
Вечером к нам на моторной лодке приезжали трое охотников. Интересовались, как мы тут оказались. Водитель лодки был самый пьяный - он едва стоял на ногах.
Эта ночь тоже оказалась тёплой, а мы встали опять без будильника.

Небо над Вагой уже достаточно тёмное, чтобы захотеть в какое-то сухое место, например, домой.
Впереди было всего 15 километров. Надо было успеть добраться до Ровдино, разобрать, просушить байдарки и не опоздать на автобус.

Пенная вечеринка
Ровдино встретило нас неясной береговой линией. Необходимо было заскочить в небольшой затон и прорваться сквозь пену. У местного жителя мы спросили, где же можно встать так, чтобы расстояние до остановки было минимальным.
Трек третьего дня
Мы нашли похожее место, я пошёл искать остановку, но пока искал её, ребята выяснили, что надо было подняться повыше, и, что самое главное, они нашли бесплатное такси для наших судёнышек.

Грузим "Ладогу"
Это был "УАЗ" с небольшим фургоном, в который с трудом умещались шестиметровые байдарки, но мы кое-как раскидали их и поехали. Вова и Лёва были в кузове. Вова вообще стоял всю дорогу. Я удивляюсь, как он не выпал во время этого заезда.

"Ну, держись, Вова!"
У остановки была большая почти безлюдная площадь. Солнце просушило наши байдарки, мы собрались и успели покидать вещи в остановку и переждать ливень с громом и молнией.

Разборка. Сушка.
За нами приехал двухэтажный автобус, в котором мы даже поспали.

Автобус 525
В Вельске мы перекинули вещи в нашу машину и довольно быстро добрались до Вологды.
В Вологду я привёз усталость, обгоревшие тыльные стороны ладоней, и лицо, и удовлетворение, что мы смогли пройти приличное расстояние за эти 2 с половиной дня.

Мы все вчетвером на антистапеле
Спасибо коллегам-водникам. Лёву поздравляю с первым сплавом. Вову благодарю за то, что не отказался во второй раз подряд пойти со мной, ну а Олег вообще молодец - уже четвертый год со мной. Кроме того, он взял на себя большую часть организации похода. Отдельно благодарю мужика с именем на букву "А", который довёз нас до остановки Ровдино. Ну и Андрею Голыхову спасибо за предоставленную байдарку. Спасибо всем!
Фото со сплава здесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий