понедельник, 24 июня 2013 г.

Рим номер два. Часть 3

Продолжим.
Ещё немного о Галате - самая главная достопримечательность этого района - Галатская башня.

Вечерняя Галата
Будет время - заберитесь на неё, только лучше после обеда, а ещё лучше, чтобы время уже шло к закату, тогда вид получается наиболее красивым.
Совсем рядом с башней
Наверху башни панорамный балкон, поэтому увидите абсолютно все части Стамбула, ну разве что кроме самых отдалённых.

Панарама Султанахмета с башни. Видна и азиатская часть, и кусочек Бейоглу.
Галатский мост, конечно же, тоже не заметить трудно.
Я попытался эту панораму склеить из того, что у меня получилось на плёнке.
На башне всегда много туристов, ведь вид, действительно, потрясающий.

Иногда очень трудно выбить себе место с хорошим видом,
а когда прорвёшься в перилам, даже уходить не хочется.
Галатская сторона (точнее называть этот район Бейоглу) - это также два музея, о которых я говорил раньше - "Истанбул Модерн" и музей современного искусства "Пера". Также здесь можно полюбоваться на танцы дервишей. Знаете, такие мужчины в красных или белых кафтанах кружатся как юла.

Танец дервиша в современном арабском искусстве
Я их, к сожалению, не видел, так как за вход на представление запросили невыносимо много. Поэтому мы успели пройтись по местной пешеходной улице Истикляль до самой площади Таксим.

Площадь Таксим
Услугами местного прогулочного трамвайчика решили не пользоваться, просто посмотрели на него и пошли дальше.

Трамвай "Таксим-Тюнель"
На площади можно найти памятник Ататюрку. Точнее это памятник республике, но центральная фигура там всё-таки Ататюрк. Рядом расположен парк, где можно отдохнуть. Также в Бейоглу можно наткнуться на кварталы антикварных лавок. Товар, действительно, преимущественно антикварный, и к разряду блошиных рынков магазины можно приписать с натяжкой.

Пинбол - антиквариат или рухлядь?
Если снова вернуться к описанию мечетей, то можно отдельно остановиться на мечети Кылыч Али-паши, в которой мы спрятались от Стамбульской жары. Здесь мы помыли ноги во дворе, а желающие сходили внутрь. Примечательна эта мечеть легендой, согласно которой Султан, невзлюбивший морского волка Али-пашу, выделил место под строительство мечети в море. Море здесь пришлось осушить, и только потом воздвигнуть мечеть.

В спасительном дворе мечети Кылыч Али-паши.
Сзади видны краны, под которыми можно помыть ноги.
Кстати, я забыл рассказать ещё о двух видах транспорта, с которыми можно столкнуться в Галате. Но про них говорить мне особо нечего, так как сам я их услугами не пользовался - это Тюнель (похоже на наше слово "тоннель"), и фуникулёр.
Вернёмся к Галатскому мосту. Рядом с ним расположена Новая мечеть. Довольно красивая.

Новая мечеть и Египетский базар
Так же рядом есть Египетский рынок, или рынок пряностей. Это Г-образное здание, в котором можно найти стамбульские сувениры.

Маша и Вера за покупкой керамики. Усатый продавец аж вскипал от злости когда торговался с нами.
Так сильно ему не хотелось сбрасывать цену.
Скажу честно, тарелки я здесь не покупал, мы перешли улицу Анкары, нашли магазинчик с керамикой, цены там оказались в два раза ниже, и вот именно там я купил пиалку. Гуляя по Египетскому рынку можно легко выскочить из него и даже не заметить этого, так как на улицах, прилегающих к рынку с запада, рынок не сходит на нет, даже становиться разнообразней и богаче. Здесь по запаху можно найти кофейную завку и взять себе на память кулёчек турецкого кофе.

Помол
Так, от улицы к улице можно добраться и до Большого базара.

На гранд базаре
Но здесь вообще трудно закупиться, так как цену тут кусаются, местные продавцы торгуются неохотно, кто-то вообще не хочет скидывать, а кто-то скидывает только десятую часть цены. Но сюда можно сходить на экскурсию. Некоторые продавцы понимают и говорят по-русски. Можно перекинуться парой сло,в о качестве товара и ничего не купить. Если остановиться на рынках, то я бы задержался на микрорайоне-рынке Лалели. Именно здесь в девяностые закупались нашими челночниками все турецкие товары. В основном это, конечно, одежда. От детских распашонок, до шуб. Сейчас Лалели до сих пор считается районом русских бизнесменов.
Отдельно охота рассказать о чистильщиках обуви. За работой я их никогда не видел, но видел без работы. На что они живут - непонятно. Принцип их работы таков. Они смотрят по сторонам и высматривают одиноко идущего туриста. Встают и направляется к нему, причём не бегом, а мерным шагом, как будто просто идут мимо. Затем, перед тем как поравняться с туристом, чистильщик "нечаянно" роняет на асфальт щётку для обуви. Добросовестный турист сам останавливает чистильщика и говорит ему о потере. И тут уже начинается работа чистильщика. Он ставит на землю свою тумбу, присаживается, и всеми способами пытается уговорить туриста почистить ему обувь. Причём ему, почему-то без разницы, что на туристе, белые кроссовки, или сандали, как, например, у меня. Я один раз попался на эту удочку, но дал понять, что мне никакой чистки не надо. Потом, когда прямо перед моими ногами у очередного чистильщика ожидаемо выпала щётка, я просто прошёл мимо.
Один из дней мы решили полностью отдать отдыху на Принцевых островах. Мы всё-таки на юге и искупаться здесь - святое дело. Разве что в Султанахмете мест для купания нет, здесь могут купаться только местные дети.

Купание в Золотом роге
Мы же решили выбраться на острова. Кстати, ещё одна причина почему я поехал в Стамбул и на Принцевы острова, это то, что в то время мне очень нравился коллектив "Самое большое простое число". Именно композиция "Стамбул" поговорила меня съездить на Принцевы острова и всё-таки увидеть дом Троцкого на острове Бююкада. Мы изучили расписание пристани Эминёню - это рядом с Галатским мостом. Нашли подходящий нам рейс и утром вышли в сторону причала. Нужный нам теплоход нашли довольно быстро. С жетонами тоже не было проблем. Тут есть и жетонматик и адекватные кассиры. Итак, мы прошли через турникет, дождались парома. Народу скопилось порядочно, все разом хлынули на борт. Мы еле успели занять порядочные места.

Интересно с собой в поездку взять хлеб. На остановках паром окружают стаи рыб.
Они охотно поглощают хлеб, который им бросили с борта.
Маршрут парома имел несколько остановок. Мы остановились в Кадыкёй - пристань на азиатской стороне, потом остановились на особо крупных из Принцевых островов, и вышли на конечной остановке Бююкада.

Причалили к Бююкаде
На берегу нас встретили многочисленные прокаты велосипедов, а также гужевой транспорт.

Можно занимать всю проезжую часть - автомобили не побеспокоят
Автомобилей на острове нет вообще. Есть только у экстренных служб, на и те ездят так бесшумно, что закрадывается мысль, что это электромобили. Попадались также мопеды, но они тоже были будто на электрической тяге. В общем, мы не стали связываться ни с велосипедами, ни с извозчиками, а просто пошли пешком в сторону пляжа. Кроме того, у самой пристани было, мягко сказать, многолюдно, и нам уже хотелось просто спокойно погулять.

Недалеко от причала
Я заранее знал адрес дома Троцкого, но мы его проскочили и пришлось немного вернуться, чтобы его осмотреть.

Дом, который я принял за дом Троцкого
Никакой памятной таблички я не заметил, поэтому у меня до сих пор ощущение, что я видел какой-то другой дом. Дома на острове красивые, а если некоторые дома и выглядят просто, то всё равно радует их состояние - оно отличное. Их отстроили себе достаточно обеспеченные лица, и выглядят они прям таки шикарно, не то, что развалюхи в старой части города.

В старом городе
По дороге нам попадались разные зазывалы, которые манили нас тот или иной платный пляж, но мы просто шли дальше, надеясь сами что-то найти. Наконец мы остановили свой выбор на одном из парков. Плата за вход была небольшая, кроме того нам разрешили не платить, а сначала осмотреть парк и выход к морю, а только потом, если понравиться, заплатить.

В парке
Так мы и сделали - нам всё понравилось. Место для купания было каменистое, и тут уже плескалась одна компания. Мы к ним присоединились, покупались, поиграли немного в водный волейбол.

У камней
Я, хоть и мазался кремом, всё равно обгорел и плечи на следующий день горели, не давая надеть на них рюкзак. Блондин Лёша обгорел ещё больше, так говорили девушки. Но мне же казалось, что я краснее его. У нас с собой была булка, её мы съели на обед. Также компания соседей угостила нас какими-то овощами. То ли помидорами, то ли огурцами. Ещё немного покупавшись, мы отправились на второй обед в кафе у пристани, после же обеда сели на паром и отправились ближе к Эминёню. Странно, но на обратном пути мы сделали меньшее количество остановок, чем на пути к Бююкаде. Ближе к Стамбулу небо стало темнеть, начался дождь. Вдали сверкали молнии, и нам стало даже немного холодно.

Вид на Эминёню с воды
Продолжу рассказывать о водных путешествиях. Однажды вечером мы решили прогуляться по Босфору. Как-то негоже было оказаться в Стамбуле и не покататься на прогулочном теплоходе по проливу, который разделяет Европу и Азию. Стартовать мы решили опять же с причала Эминёню. Забрались мы на теплоход самые первые и поэтому заняли самые козырные места на палубе.

Посадка на теплоход
На палубе было, конечно, прохладно, да и солнце садилось, да и по воде гулять - это вам не по пустыне. Поэтому взяли с собой тёплую одежду, кто какую нашёл. Её у нас было, честно говоря, совсем немного.

Проходя под мостом
Нам обещали показать оба моста через Босфор.

Под мостом
Один ближний, который хорошо видно и так, и один подальше, где Босфор имеет самую маленькую ширину.

Место, действительно, узкое, раз здесь решили провести ЛЭП
Именно здесь (у дальнего моста) можно увидеть старые турецкие крепости по обеим сторонам Босфора. Это стратегическое место. Отсюда простреливался весь пролив, и враг не мог пройти это место без ущерба для него. Кроме того, пролив в этом месте некогда был перегорожен цепью, что полностью закрывало сообщение в этом месте. Также по маршруту вы увидите приморский дворец Долмабахче.

Только не забудьте зарядить фотоаппарат! Поснимать будет что.
Этот дворец был построен для Абдул-Меджида Первого, которому, прямо скажем, надоел дворец Топкопы. Ему, как властителю приличной части Европы, хотелось жить в чём-то более европейском, чем старый восточный Топкапы. Я, к сожалению, в этот дворец не попал. Во время прогулки по Бешикташ мы успели заглянуть только в маленький дворик этого дворца.

У башни с часами
Часы работы самого дворца уже закончились и вовнутрь мы не пошли. Когда совсем стемнело мы прошли мимо Девичьей башни - это маленький клочёк суши с башенкой на нём, который можно использовать, например, как тюрьму. Весь берег здесь застроен, можно всматриваться в каждый дом, они очень красивы.

Справа - девичья башня
Если общения с водой после Принцевых островов и прогулки по Босфору вам мало, то советую сходить в океанариум. Мы нашли два приличных океанариума. Один, до которого удобно добираться на метро, а потом то ли пешком, то ли на автобусе. Другой - на станции Florya. Это станция стамбульской электрички, отправляющейся от конечной станции Сиркаджи. Здесь прямо над головой проносятся самолёты, спешащие в местный аэропорт.

У океанариума
Когда мы были в этом океанариуме, он работал не на полную мощность. Было видно, что стройка ещё не закончена, так что если вы попадёте в него, что скорее всего он уже будет достроен и аквариумов будет работать видимо-невидимо. Но и того, что бы видели, было достаточно.

Интерьер
Все экспозиции были чудесно оформлены. Рыбы тоже имелись. Несколько раз мы даже заметили аквалангиста.

Просто рыба
В океанариуме отлично работала система кондиционирования воздуха и можно было долго стоять и просто наблюдать за рыбами. Нас ничего не напрягало.

Животное с тысячей пальцев
Океанариум этот находится на самом берегу Мраморного моря. Здесь есть платный пляж, но мы, как настоящие русские, просто переоделись на камнях и пошли купаться.

Платный пляж не особо популярен
Немного о том, где и как мы питались. Обычно мы просто останавливались в понравившейся уличном кафе. Основное блюда - это чай в специальном стакане, который называется "бардак".

Типичное уличное кафе. Если вам тут неудобно можно поискать кафе поуютней,
в каком-нибудь дворике под спасающим от солнца навесом.
Стакан довольно маленький и поэтому мне иногда приходилось заказывать и второй чай. Ходят слухи, что в кафе принято так - если уж человек заказал чай, то ему принесут сколько угодно бардаков чая, и посчитают как за один, но, по-моему, нам всегда не забывали в счёте посчитать весь чай, который мы выпили.

В кафе поуютней
Кстати "чай" по-турецки - "чай". Если у вас большая компания, можно спросить у хозяина, нет ли у него семовара. Это сооружение несколько похожее на наш самовар.

Полный бардак
Из вторых блюд - это, например, кебаб. Кебабов есть несколько видов, например Адана кебаб - это острая котлета, приготовленная на шпажке. Всё это сдабривается овощно-рисовым гарниром. Видов у кебаба несколько, так что мое описание подходит только к одному из видов.   Есть ещё "пилав" - это похоже на наш плов. И "шиш" - это наш шашлык. "Дёнер" - шуарма.
В первые разы вам придётся поискать кафе, меню которых сопровождается картинками, либо пробовать говорить с официантом по-английски.

Пример кафе с большим меню с картинками.
Кстати, насчет английских названий. Можете легко их использовать в европейской части Стамбула. Но постарайтесь запомнить их названия и на турецком. Например, когда мы выбрались на азиатскую сторону, мы попали в очень приличное кафе, с прекрасным видом на босфорский мост, но официант нисколько не понимал по-английски. Но мы уже ориентировались в турецких названиях как рыба в воде и смогли сделать заказ.
Про первые блюда сказать мне нечего. Вроде как я их не заказывал. Пишут, что они мало похожи на наши супы и привыкать к ним надо постепенно.

Тот самый вид на мост. Как я слышал, пешеходов на него не пускают после серии самоубийств на этом мосту.
Ещё одно название, которое прочно засело в моей голове - это "дондурма". По-нашему "мороженое". Я пробовал два вида - моё любимое из МакДоналдса и ещё один вид, которой иногда можно найти на улицах. Это также мягкое мороженное, которое точно также выдавливают в рожок. Можно попросить белое, можно с шоколадным оттенком, а можно полосатое. Вкус от цвета не зависит. Есть ещё третий вид, но мне он показался дорогим. Можно заказать мороженное в шариках, причем его сварганят прямо на ваших глазах и очень артистично. Примерно, как крутые бармены делают коктейли. Только вместо бутылок мороженщики будут кидаться ложечками для формовки мороженого и самим мороженым.
На улице часто можно встретить продавцов жареных каштанов. Готовятся каштаны прямо на месте - на небольшой колёсной тумбе. Лично я пробовал эти каштаны - мне не очень понравилось.

Торговля жареными каштанами
И ещё один самый главный уличный десерт - свежевыжатый сок. Он есть везде. Цена зависит от вида фрукта - апельсин самый дешёвый, а вот, например, гранат самый дорогой. Мы с Верой долго гонялись по Стамбулу за дешёвым гранатовым соком. И, наконец-то, нашли, но то ли гранат был неспелым, то ли гранатовый сок действительно такой, но он получился жутко кислым и вяжущим рот.

Вера покупает тот самый гранатовый сок.
Посмотрите на лицо хозяина. По-моему, он о чём-то догадывается
Часто мы ходил в строго определённое место - это кафе на изгибе улицы Анкары. Там можно было сеть так, чтобы просматривалась вся улица, а в конце её мелькал Золотой рог. Мне это очень нравилось, жаль, здесь не было бесплатного вай-фая, в отличие от многих других кафе. Но это было всё-таки не кафе, а место где торговали практически одним соком.
Но ничто так не утоляет жажду, как обычная вода. По улице ходят торговцы, которые предлагают прохладную воду в полулитровой бутыли за одну или две лиры. Но можно позаботиться о воде и заранее - купить её в супермаркете всего за половину лиры за полуторалитровую бутылку.
Для посиделок на крыше мы закупались фруктами на улице, хлебом и чаем в магазинах.

Берём инжир на ужин
Цены в разных магазинах и у разных продавцов фруктов, почему-то, сильно разнятся. Так что не рубите с горяча и не покупайте продукты в первом попавшемся магазине. Сначала приглядитесь. Сладости можно закупить в специальном магазине "Koska" или в любой другой лавке. Смотрите как вам удобней.

С пакетами сладких гостинцев у "Koska"
И насчет связи. Да, можно много хвалить бесплатную связь (Спайп, Вибер или просто аська) через халявный вай-фай. Но всё-таки мне этого не достаточно. Не всегда бывает так, чтобы у меня и у кого-то из моих близких под рукой был интернет. Конечно, я не говорю о вечерних переговорах перед сном. В это время все обычно подходят ближе к дому, где можно спокойно открыть скайп на ноутбуке или на смартфоне и устроить сессию связи на одну минуту или на целый час. Я говорю о тех случаях, когда позвонить хочется спонтанно, или когда надо принять входящий звонок. Для того, чтобы это не было проблемой, я делаю в России две вещи.
Во-первых, на моём МТС есть опция "Ноль без границ". Действует она десять дней и позволяет не бояться входящих и даже исходящих звонков. Если говорить о стоимости опции, то для меня это ничего не стоит. Я как-то зашёл в свой личный кабинет и увидел, что там у меня скопилась тьма МТС-бонусов, которые можно тратить как раз на подобные опции (когда я езжу по РФ, я подключаю опцию "Везде как дома"). Кстати, извините за рекламу, но мне как-то не нравится оставаться без телефонной связи за границей. Поэтому пишу.
Во-вторых, я проверяю сколько у меня денег осталось на счету скайпа. С него тоже можно звонить на российские телефонные номера. Это выходит несколько подешевле, чем звонить по телефону, вроде 5,3 евроцента за минуту. Но и подороже, чем просто звонить со скайпа на скайп. Но зато не надо дожидаться, пока твой собеседник доберётся до интернета, достаточно самому просто присесть в кафе с бесплатным вай-фаем и набрать номер.

Отдаляясь от берега Стамбула
И, подводя итоги, скажу. Стамбул - замечательный город, в нём ещё много осталось мною неувиденного. Жаль, что второй раз я туда, скорее всего, не поеду, так как не всегда хочется возвращаться в какое-то место дважды, ведь есть другие, ещё более загадочные для меня места. Надеюсь, когда-нибудь эта чепуха с вечной гонкой за временем закончится, и у нас будет возможность возвращаться в любимые города когда захочется и столько раз, сколько надо.