понедельник, 18 апреля 2016 г.

Кировск 2016 / Альпсборы

Событие: Альпсборы с череповецким клубом
Дата: 04-11.03.2016
Участники: Андрей Голыхов, Влад Евдокимов, Катя Рябкова, Дима Антонов, Таня Зингер, Тимофей Ефремов, Алексей Кононенко, Света Лебедева, Сергей Наумов, Толик, Михаил Анхимов, Сергей Котов и многие другие

На альпсборах в Хибинах
Ещё год назад в марте 2015-го года в Кировске мы коротко пересеклись с череповецкими альпинистами. Они рассказали, что их приехал целый автобус. У кого-то сегодня выходной, кто-то вообще приехал просто покататься, а кто-то сегодня пошёл на перевал Географов. Вот я и подумал, а почему бы и мне не попробовать приехать в подобный комбинированный отпуск.

Ведь кататься две недели в Кировске зачастую поднадоедает, да и просто, у меня совершенно нет знаний в области альпинизма, хотя они были бы совершенно не лишними даже при катании на лыжах. Если кто-то меня остановит и скажет: "Ведь ты же был на Эльбрусе и не один раз. Почему ты говоришь, что у тебя нет знаний?", - то я отвечу, что в этом нет ничего удивительного - я не умею ходить в связке, я не знаю, как пользоваться ни одной альпинистской приблудой, кроме "восьмёрки" и карабина (хотя я уверен, что и в карабине не всё так просто), и я не знаю ещё много чего.
Вернусь к причинам, побудившим меня поехать на альпсборы, точнее к самой главной причине - это просто интересно.
Пролетел почти год, Андрей записал меня в группу (в вот ссылка на группу в вк), и я стал ждать начала отпуска. Интересно, что со временем в нашей группе появилось ещё четверо моих давних знакомых - Влад Евдокимов, Катя Рябкова, Дима Антонов и Таня Зингер. Не забуду и про коллегу Влада, Тимофея.
Сборы в поход у меня прошли относительно легко. Самыми дорогими оказались карабины. Шлем тоже был дорог, но в будущем этот шлем должен был перейти к Ане, ведь она тоже планировала приехать в Кировск покататься на лыжах. А вот остальные новички потратились, наверное, прилично, ведь только хорошие ботинки сейчас стоят целое состояние.

Зафиксировал на фото некоторое собранное барахло, чтобы в следующий год было полегче собираться
Настал первый день отпуска, который я посвятил небольшим покупкам. Время на это было, ведь выезжать надо было только в конце рабочего дня.

Аня и Маша пришли нас проводить
Кстати, я забыл сказать (или напомнить), что основная часть группы жила в Череповце, поэтому нам необходимо было добраться своими силами до города металлургов и только там сесть на большой автобус, который привезёт нас прямо к турбазе.
В Череповце, как вначале мне показалось, был полный хаос. Группы людей бегают вокруг автобуса и пытаются пристроить свои вещи в какой-нибудь багажный отсек. А ведь свободного места в этих отсеках уже не было. Мы приехали как раз в этот момент, где-то за полчаса до отправления. В итоге, мы завалили рюкзаками туалет автобуса, и только тогда мы поняли, что помещаются абсолютно все.

Проводы в Череповце. Человек с гитарой (Толик) вовсе не остаётся.
Остаются окружающие его люди.
Удивительно, но наш автобус превратился в пати-бас не сразу. Я ожидал, что только сев в автобус, я окажусь в мишуре, все будут горланить песни, но нет. Все сидели тихо, ведь разрядник Сергей как-то строго всех рассадил. Видимо, все боялись шелохнуться. Но со временем стали открываться бутылки и свёртки с закуской, и народ повеселел. Наступил момент, когда одной гитары стало мало, и представители кормы автобуса выдвинулись вперёд на поиски второго инструмента. Плавно наступила ночь, утром всё повторилось, но с меньшим накалом. Дорога пролетала быстро.

Толик и тут не выпускает из рук гитару
Мы проехали Кировск и направились в его отдалённый микрорайон Кукисвумчорр или, как его ещё называют, Двадцать пятый километр.

На земле в Кировске
Здесь располагается база отдыха с необычным для здешних мест названием "Хибины". Ранее это был детский сад "Рябинушка", поэтому и сейчас в разговоре чаще можно услышать название "Рябинушка", нежели "Хибины". Надо сказать, что эта база сумела пережить ремонт и теперь представляет из себя довольно комфортную берлогу. Хотя материалы для ремонта иногда нас поражали. Например, абсолютно все стены в коридоре второго этажа пачкали. Такое ощущение, что их раскрашивали подопечные детсада, причём раскрашивали цветными мелками. Кое-где чувствовалась и рука взрослого человека. Например, на стене, которая изображена на фото ниже, я с первого раза смог прочитать зашифрованное послание от строителей. Вы что-нибудь видите?

Стена в "Рябинушке"
Надо сказать, что нас, представителей Вологды, поселили в довольно комфортные условия. Всех раскидали по достаточно большим комнатам, а нам предоставили целый четырёхместный номер, хотя нас было семь. Добыв раскладушки и сместив кровати впритык, мы смогли уложиться спать. Вещи заняли всё свободное пространство. Пугал следующий день. Мы должны были вернуться с горы мокрыми или хотя бы вспотевшими. Нужно будет где-то сушиться. Где - непонятно.

Чтобы подойти к подоконнику требовалось пройтись по кровати
На базе имелась одна общая кухня.

Катя варит кашу на всех
Мы раскинули столы и полки холодильника между командами, назначили первых дежурных и приготовили свой первый совместный ужин. Практически каждый день нам с этим помогала Света Лебедева, завхоз нашей бригады, хотя ей по статусу этого делать не надо было бы.

Совместный ужин
Не забуду отметить и тот факт, что мы прибыли в Кировск пятого марта, а это день рождения Андрея, который мы скромно начали отмечать ещё в автобусе, а закончили в коридоре базы отдыха.

Тренировка по узлам и прочему
Но перед этим мы, новички, прошли краткий ликбез по узлам и применению базового альпинистского инвентаря. На нём мы познакомились с нашим инструктором - Алексеем Кононенко. Тут я увидел состав всей группы. К нам, вологодским новичкам (Катя, Таня, Дима, Тимофей), присоединился и "стреляный воробей" Влад Евдокимов. Присутствовала группа совсем молодых юношей, а также наши ровесники. Меня научили вязать двойной булинь. Мы пообщались, определили время подъёма и разошлись.

Шахта на фоне горы, которая осыпалась всё больше каждый день
Вечером ровно в 23.00, да и в какое-то другое время, земля затряслась и стало страшновато, ведь совсем недавно на этот район сошла большая лавина. Успел подумать многое. Позже стало понятно, что это обычные ежедневные взрывные работы на соседней шахте.

Сбор всех приехавших
Утро. Мы упаковали свои рюкзачки, собрались на крыльце и выдвинулись в дорогу. Надо сказать, что весь путь до горы мы прошли пешком. Некоторым это показалось сложным и не увлекательным. Мне же это показалось довольно хорошим делом, ничуть не скучнее езды на автобусе. Первое время мы шли все вместе с разрядниками (например, с Андреем) и значкистами.

Чтобы добраться до гор надо изрядно потоптать равнину
Мы прошли мимо большой голубой ледышки, потоптали глубокий снег и перешли реку в её устье.

Преодоление речки
Надо сказать, что Алексей Кононенко был на лыжах (телемарк, скитур, горные, всё в одном флаконе), и я ему, честно говоря, позавидовал, ведь сам приехал сюда кататься и ходить на лыжах, но пока было рано об этом думать.

Здесь видно одну из лыж Алексея. К сожалению, более показательного фото не нашёл.
После реки мы стали подниматься в гору, хотя до сих пор не были обуты в кошки. Помогала тропа, которую нам проложили разрядники. Мы довольно быстро их нагняли, так как всю работу делали именно они. Впереди группы разрядников неслась девушка Настя на снегоступах, а также ещё один инструктор на лыжах.

Настя на переднем плане. На её ногах можно увидеть снегоступы.
Дойдя до большого камня, мы наконец-то одели кошки и попробовали походить в них прямо по целине и небольшими группами. Каждый должен был попробовать сделать тропу и идти вслед за направляющим.

Десятиминутные учения по лавинной безопасности
Выше мы пробовали ходить в связках, намеренно срываться и останавливаться не только самостоятельно, но и на страховке, которую готовил один из участников связки.

Параллельные группы
Как я ни старался, один раз Тимофей всё-таки вырвал с корнем всю мою подготовленную точку страховки. Было очень обидно.

Видите человека, который едет на спине головой вниз?
Время шло, мы успели нахлебаться снегу, намокнуть и вспотеть.
Обратный путь мне показался куда более длинным, чем путь к горе, но вернулись мы засветло. Нас ждала приятная новость. Небольшая группа, которая бронировала комнату на нашем этаже, не приехала, и нашу большую компанию расселили. Девушки теперь имели собственные апартаменты, а парни остались впятером. Теперь стало почти не тесно. Мы даже нашли, куда пристроить наши не совсем сухие одежды.
Второй день мы хотели посвятить настоящему восхождению на гору Тахтарвумчорр. Нужно было пройти такой же путь до подножия горы. Здесь Таня, которая за прошлый день изрядно натёрла ногу, совсем расстроилась и хотела было отказаться от этой затеи, но мы ей это не позволили. Пришлось ей нести неудобные ботинки до горы в рюкзаке, а самой идти в удобной обуви, которую она взяла с собой взапаску. Возле горы Таня переоделась в альпинистские ботинки, но перед этим доктор (хотя правильней писать "Доктор" с большой буквы, так как за время сборов это имя стало именем собственным) помог ей справиться с мозолями.

Медпомощь в полевых условиях
Кстати, да! У нас в команде новичков был настоящий доктор. Отличный мужик, по комплекции не совсем подходящий для восхождений, но честно выдержавший все дни наших тренировок. Молодец! Ему, конечно, пришлось и снегу поесть по дороге, и отстать кое-где от нас, но от этого никто не пострадал.
Вернусь к восхождению. Весь путь мы проделали при плохой видимости. Шли по гребню. Наверняка отсюда открывался шикарный вид, но мы ничего не видели. Кошки мы не одевали, и было забавно увидеть спускающихся альпинистов при полном параде. Выдели бы вы их глаза, когда они встречали нас, новичков. Они - в связке, в кошках, в хорошей одежде. А мы - кто в чём.
Катя ведёт отряд альпинистов
Вот мы и на вершине. Групповое фото и решение о маршруте спуска. Хотелось, конечно, пройти дальше и спуститься через перевал Географов, но в данный момент видимость была метров пятнадцать, и мы решили не рисковать.

На вершине Тахтарвумчорра
Только здесь мы связались, обулись в кошки и пошли по-правильному. Туман постепенно рассеивался, и уже можно было увидеть больше, чем при подъёме. Обернувшись, мы увидели край гребня и обрыв справа от него. Вот, где мы оказывается шли.

Спуск с гребня
На спуске мы познакомились с ещё одним способом спуска, глиссированием, что-то типа управляемого срыва на безопасном склоне. Это как спускаться на горных лыжах, только без самих горных лыж.

В центре видно, как Катя глиссирует на пятках
Обратно вернулись опять засветло и довольно сухими. Забыл сказать, что каждый вечер, кроме ужина, у нас был разбор полётов. Обычно нас ругали, так как мы довольно много косячили. Иногда по недогадливости, иногда по незнанию, иногда не знаю из-за чего.
Следующий день был выходным. Всей вологодской компанией, кроме Андрея, мы поехали на городской склон. Поехали на скибасе, который может довезти от 25-го километра до Кировска, заезжая в ботанический сад. Девочки взяли в прокат лыжи, парни ничего не взяли, решив добраться на подъёмниках до южного склона "Большого Вудъявра".

Мне трудно представить, как можно кататься на лыжах в таком тумане.
Мне было учиться намного проще.
Таня уже не в первый раз стояла на лыжах, а вот Катя попробовала это впервые. Надо сказать, что для первого раза у нее неплохо получилось. Вперёд укатил Алексей Кононенко и разрядник Сергей. Их мы нашли позже в кафешке. В этом же кафе нашлись Дима и Влад.

Ещё одни череповчане, решившие выбраться покататься на выходном
Получился отличный разгрузочный денёк. Один минус - опять ничего не было видно. Ещё меньше, чем в предыдущие дни. Ни о каком пухляке и думать даже не приходилось, я просто катался в своё удовольствие.
На следующий день были запланированы ледовые учения, которые начались не со льда. Мы попробовали подниматься по вертикальным перилам. Это свисающая верёвка, которая закреплена только сверху. Я думал, что мне будет тяжело сделать хотя бы один рывок, но это оказалось не так сложно. Конечно, если бы верёвки была чуть подлиннее, то я бы точно устал, но на короткой всё было просто. Сложнее было перестегнуться так, чтобы была возможность спуститься вниз, но не у всех это получилось. Молодой парень надолго завис на высоте.

Спасработы
Он несколько раз пытался выбраться из западни, но делал только хуже. Нам повезло, ведь только-только подошли разрядники, которые сегодня отрабатывали спасение человека, находящегося как раз в такой ситуацию. В общем, Настя, потратив немало времени, сил и нервов, спустила парня на землю.

Траверс по льду
Тем временем мы, новички, облазили весь небольшой ледодром. Забирались на него на кошках, спускались, пробовали делать станции на ледобурах, нашли куда заложить закладки и прочее.

Дима готовит страховку
Последний день мы посвятили восхождению на гору Юкспорр. Я проснулся и стал собираться. Сразу же обнаружил, что куда-то пропали мои гамаши. Вчера я клал их вот сюда просушиться, а сегодня их нет! Думать было некогда, и я взял припасённый моток скотча и сделал себе одноразовые гамаши.

Остановка на 23-м километре
Мы доехали до остановки 23-й километр и выдвинулись в сторону Хибиногорского женского монастыря. Это было совсем недалеко от остановки.

У монастыря
Из-за небольших разногласий среди разрядников получилось так, что с нами отправился и Андрей. Он решил усложнить себе путь - пошёл  с камерой на шее и сноубордом и ботинками за спиной. В итоге, мы с горем пополам поднимались в связке, а Андрей, как горный козёл, прыгал вокруг нас и фотографировал нас со всех ракурсов, за что ему спасибо.

Наш фотокорреспондент Андрей
Вернусь к выходу из автобуса. Стояла ясная погода. Удивительно, но было видно даже крест на вершине горы, к которому мы должны были прибыть. Но стоило нам подняться на сотню метров, как нас обволок туман, и землю уже трудно было рассмотреть.

На таком крутом склоне надо было переодеться
Всё усложнял ветер. Он хорошо вымораживал, пока мы с Димой стояли внизу и ждали, пока Тимофей подготовит нам страховку.

Алексей где-то за камнем
Я одел пуховик и до спуска не стал его снимать.

Подъём
Удивительно, но на склоне было место, где мы собрались все вместе и немного перекинулись шутками.

Вечеринка на склоне
Далее было только одно сложное место, перила на котором сделали за нас.

Вот это самое узкое место
После него мы вышли к кресту и сделали памятное фото.
Облако тумана упорно не хотело уходить, и Андрей, взгрустнув, понёс доску вниз на себе и нацепил её на ноги только на последнем отрезке спуска. Интересно, что спуск мы проделали по другому маршруту. Получилось отличное завершение для альпсборов.

Общее фото (я второй слева в гамашах из скотча)
Осталось приехать в "Рябинушку", развесить сушиться вещи, а что уже просохло убирать в рюкзаки. Начиналась вторая неделя отпуска, на которую оставался Андрей, а также должны были приехать Аркадий и Аня. Мы собрали всю альпснарягу и через Михаила Анхимова отправили ее в Череповец, чтобы на обратном пути всё поместилось в седан Аркадия. Себе оставили только самое необходимое.
На улице полыхало северное сияние. Погода завтра обещала быть прекрасной.

Приём солнечных ванн у автобуса
На следующий день автобус отвёз нас в Кировск, где высадил погулять, за это время кто-то успел сходить в сувенирный магазин, музей, а мы с Андрюхой, Таней и Катей отправились покататься.

Погода, действительно, вышла чудесной
Вечером мы собрались у автобуса. Андрей, я и Толик остались в Кировске, остальные счастливые уехали по домам. Толик уже переехал в свою кировскую квартиру, а мы с Андреем отправились на ночёвку в "Рябинушку". Завтра предстоял ещё один день покатушек. Аню и Аркадия мы ждали завтра ближе к вечеру.
О продолжении своего отпуска я попытаюсь рассказать в следующем посте.
До скорых встреч!
Все фото мои и Андрюхины.