понедельник, 10 декабря 2012 г.

Малообитаемый остров. Часть 1

Описание: 23 августа - 2 сентября 2011

Участник: Котов Сергей


Ольхонский пейзаж
В августе 2011 мне захотелось вырваться подальше. Компании у меня не нашлось, поэтому я решил поехать туда, куда вряд ли получиться когда-либо в будущем собрать народ. Но на что очень хотелось самому посмотреть. Выбор пал на довольно попсовое место - остров Ольхон. Во-первых, это далеко. Во-вторых, уникальное место. В-третьих, я никогда не был на настоящих островах. Если не считать острова в дельте Невы, и прочие мелкие озёрные и речные острова.


Естественно, Ольхоном я решил не ограничиваться. Хотелось посмотреть на Иркутск, Ангару и берег Байкала, подальше от Ольхона.
Через Вологду идёт отличный поезд Питер-Иркутск. Мне не пришлось ехать в Москву, чтобы там пересаживаться. В общем, два с половиной дня я провёл в поезде, валяясь на полке и переводя каждый день часы на пару часов вперёд. Надо сказать, что путь в Иркутск прошёл незаметно. Промелькнувших мимо городов я особо не запомнил.  Запомнил Красноярск - тут уже были видны горы на горизонте.

Красноярские горы вдали
Вокзал Красноярска
А особенно отложился в памяти Канск-Енисейский монументом на площади у вокзала. Может быть кто-то из вас был в Вологде на перекрёстке Беляева и Текстильщиков - там стоит точно такой же памятник, один в один. 


Монумент
Я отлично отдохнул от работы, дочитал книжку, которую давно не мог дочитать. Передумал много мыслей.
Первая непонятность, с которой я столкнулся в Иркутске - очень маленький общественный транспорт. Это были леворульные микроавтобусы "СсанъЁнг Истана" по объёму в 1,5 раза меньше газелей, но по количеству мест им не уступающие. Раз машина была леворульная, я предположил, что она китайская. Вот как умные китайцы решили увеличить количество посадочных мест.
Первое, проход между сиденьями можно было занять сидячим откидывающимся сидением.
Второе, между сидениями оставлено минимальное пространство. Еле-еле помещались колени. И если сесть раньше, чем положить на пол небольшой рюкзак, то рюкзак уже будет не пропихнуть между коленями и придётся всю дорогу везти его на себе. Поэтому надо было всегда помнить о порядке усадки в иркутскую маршрутку. Если у тебя с собой что-то большее городского рюкзака, то весь багаж можно загрузить в небольшое отделение за задними сидениями. Для этого надо просить водителя открыть заднюю дверь. Логотипы на таких автомобильчиках могут быть разнообразнейшими - как правило это "Мерседес". Так вот - для меня было шоком, что я, стоя на площади у главного вокзала Иркутска, не могу понять на чем мне добираться до хостеля.



Примеры Иркутских маршруток. Сфотографировал только логотипы
Больших автобусов и троллейбусов не было вообще. Ко мне подошёл таксист, которого я хотел сразу отослать, так как было понятно, что таксист, сам подошедший к тебе на вокзале, заломит такую цену, что лучше идти пешком. Но цена, которую предложил он, меня порадовала - всего 100 рублей. В общем, я добрался до хостеля довольно быстро и без проблем. У таксиста я разузнал какая здесь самая хорошая сотовая связь и какая хорошо ловит на Ольхоне - мне ответили - BWС. Реклама.
Кстати, нормальный транспорт встречается, но почему-то не на вокзале. Когда я увидел такой троллейбус мне стало как-то теплее.


Троллейбус "Транс-Альфа"
От хостеля я тоже "ждал многого", так как забронировал самый дешёвый номер. Как правило, это значит, что поселят тебя в восьмиместном номере с двухъярусными кроватями. Номер и правда был с такими кроватями, но был пятиместным (одна кровать была одноярусная). И, что самое крутое, в номере никого кроме меня не было.


Семейный номер
После того, как я разместился в номере и привёл себя в порядок, я отправился искать автовокзал. В Иркутске железнодорожный и авто- вокзалы расположены в разных частях города. Правда, от ж/д вокзала тоже ходит кое-какой транспорт, например, на юг Байкала - в Слюдянку. Но мне нужен был главный автовокзал, от которого ходят автобусы на Хужир - "столицу" Ольхона. На автовокзале тоже оказалось всё не так просто. Половина возкала была на ремонте - пришлось искать черный ход и искать кассы. Кроме того имелись два здания вокзала, в которых работали кассы. в одном здании продавались билеты на определённые направления, а в другом - на остальные. Был конец августа. Сезон фанатов сгонять на Ольхон шёл на спад, поэтому я не нашёл никаких частных извозчиков. В моём распоряжении был только автобус, который ходит в Хужир раз в 2 дня. Но следующее отправление было назначено на завтра, на утро. Довольно-таки удачно.
Кстати, рядом с автовокзалом был ресторан, который решил украсить тротуар песчаными фигурами на пивную тему. По-моему, интересно.


Песчаная фигура
Разобравшись с билетами, я отправился пешком колесить по Иркутску, но время в местном часовом поясе (+5 часов) уже было позднее и поэтому моя прогулка длинной не получилась. Я нашёл местный Арбат.


На Арбате
Повидал обычные для всех городов скульптуры.


Ленин
Олень
На дворе был день города, как мне показалось. Прямо на улице была выставка картин и играла музыка.


Выставка живописи
Танцы
Интересно было посмотреть на восстановление храма.


Отделка храма
Кстати, прямо на улице стояли стенды, где описывалась история Иркутска в лицах. Были представлены жизнеописания уважаемых горожан., фотографии и вот такой макет.

Макет разрушенного храма
Костёл
Было довольно жарко и жители охотно сидели у фонтана.


У фонтана
Пряник
Утром всё было довольно просто. Я уже знал где автовокзал. Мой рюкзак стоял в углу практически нераспотрошённым. Билеты у меня на руках. Я сразу подошёл на нужный перрон. Рядом стояли странные личности.
Компания молодых людей с полиэтиленовыми пакетами, в которых было видно пиво и разный закусон. Довольно странно ехать за 300 км на автобусе, который ходит раз в 2 дня с таким набором. Но как я потом понял, найти дом или комнату на Ольхоне - дело плёвое. Поэтому, съездить в Хужир и попить пивка - не такая уж и глупая идея.
Туристского вида дядька, который перечитывал книгу "Путешествие вокруг Байкала за 30 дней".
Компания англоговорящих людей.
Компания немецкоговорящих людей, в которой была одна девушка, владеющая английским. Через эту девушку обе группы и наладили контакт.
Была ещё одна семья, которая ехала к родственникам в Хужир.
Остальные были поодиночке. Может, некоторые парами.


Символ местного перевозчика
Поездку я себе представлял так - автобус всю дорогу едет по берегу Байкала и все любуются. Я даже занял место у правого окна. Но ехали мы то полями, то лесами. Ближе к Ольхону начался "Кэмел-Трофи". Наш водитель явно в недалёком прошлом был капитаном команды "КамАЗ-Мастер". Дело в том, что мы ехали через довольно протяжённый участок дороги, которая ремонтировалась. Был предусмотрен довольно условный объезд, по которому мы и ехали. Хорошо, что погода была сухая, иначе мы бы рисковали остаться здесь надолго. Кстати водителя было два. Весь путь занимал 7 часов и по идее водители должны были сменять друг друга, но этого не происходило. Второй водитель был чисто для антуража.


Остановка у кафе
Мы останавливались у кафе. Вспомнился Кавказ. Как мы останавливались у дороги попробовать местной придорожной еды.
Мы проехали границу Ольхонского района.


Граница района сквозь не совсем чистое окно
И вот мы вынырнули из объездной дороги и увидели Байкал. Видимо, не только я впервые его видел, так как многие прилипли к окнам. Причём, так получилось, что Байкал показался не в правом окне, а в левом, что меня не порадовало. Водитель жал на газ - надо было успеть на паром. И мы успели. Паром как раз подходил к берегу, когда мы приехали на причал. Мы вышли из автобуса и немного размяли ноги.


У парома
Здесь продавались немногочисленные сувениры. Кто-то пошёл рассматривать их, а кто-то пошёл прямо к Байкалу - уже не терпелось потрогать воду.


На берегу
Я же отошёл подальше, чтобы осмотреть окрестность с высоты.


Минибухта
Было видно, что наш паром скоро пристанет к берегу, чтобы забрать нас.

Паром Ольхон-Континент
Вскоре автобус аккуратно заехал на паром. Пассажиры разбрелись по палубе. Помимо автобуса на паром ещё влезло несколько легковых автомобилей и микроавтобус. Паром был явно больше, чем в истории про сплав по Кокшеньге.

На пароме
Мы перебрались через узкий пролив, по которому зимой машины ездят прямо по льду. А весной и осенью остров оказывается изолированным от остального мира. Как поётся, "только вертолётом можно долететь". Хорошо, хоть электричеством снабжают. Кстати, местные говорят, что из-за линий электропередач, проложенных в этом месте по дну озера, отсюда ушла вся рыба. Не знаю верить или нет.


На пароме
До поездки я читал, что Ольхон "лежит" на боку. Восточный берег высокий и скалистый. Западный берег - пологий, уходящий плавно в Байкал. На этом берегу песчаные пляжи. Остров плавно меняет свою высоту. Действительно - так и есть. Не врут люди. Как только мы съехали с парома, началась именно такая картина. Справа - скалы. Слева - пляж. Поначалу скалы были небольшие и лысые. Я даже подумал, что можно легко пройти этот остров поперёк и посмотреть на Байкал на востоке. Но, чем глубже мы уходили на север, тем яснее было, что это невозможно. Скалы поросли густым лесом и выглядели довольно страшновато. У Хужира лес уже практически подходил к восточному берегу. Можно сказать - началась тайга, в которой одному особо не позабавиться. Это с востока. А с запада был всё тот же луг. У берега был виден песок.


Дюны. Пальмы.
На карте Ольхона я нашёл интересное озеро, к которому был проложен туристический маршрут. Представляете - в океане - континент, на континенте - большое озеро, на большом озере стоит большой остров, а на этом острове есть ещё одно озеро, да ещё и бессточное, солёное. Вот в нём, наверное, и спрятана смерть Кащеева. Континентальная матрёшка. Но к нему я решил не ходить - этот маршрут был вдалеке от берега. Я же хотел пройтись по самой кромке острова.
И вот я вышел в центре Хужира, который мне своими высокими деревьями посреди посёлка напомнил Липин Бор. Сразу был видел холм, на котором была видна вышка сотовой связи. Отличный вид должен открываться с этого холма, подумал я и двинулся в его сторону. Вид был не такой крутой, как я ожидал, но был виден Байкал и посёлок. Здесь я отдохнул и стал искать место для палатки.


Лежбище коров
Остальной народ из автобуса растворился в посёлке. Даже дядька, который хотел обойти Байкал за 30 дней повертев головой быстро скрылся в непонятном мне направлении. Здесь я услышал итальянскую и финскую речи.
Отдохнув, я отправился в сторону поселка Харанцы. Сначала надо было отважится и пройти через лес.


На просеке
Потом начались поля. Рядом был берег. Открывался вид на остров.


На берегу
Мне говорили, что Ольхон - место, откуда уже все уехали. Если и можно встретить народ, то только в Хужире. Это оказалось неправдой. В Харанцах тоже оказалось довольно оживлённо. Я прошёл мимо новеньких коттеджей-особняков и понял, что жизнь здесь кипит. Попадались мне и гостиничные юрта-комплексы. Некоторые туристы останавливаются именно в таких номерах.


Аутентичная гостиница
Был на моём пути и лес. Только деревья были редки, а трава в этом лесу низкая.


Лесок
Напротив острова Модото я разбил свой лагерь. Надо сказать, что место было не самое удачное из-за близости полей, на которых пасут коров. Но вид был и правда обалденный. Остров Модото был совсем рядом, казалось можно было дотянуться рукой. В дали были видны голубеющие сопки материка. Мимо проходили различные судна. Была даже замечена одна байдарка, пробирающаяся через тьму и рискующая застать закат в озере.



Байдарка-тройка на Байкале
Итак, как я уже сказал - я разбил лагерь. Странное это дело - оказаться одному в таком месте. Нужно одному приготовить ужин, одному поставить палатку, одному спать.
О палатке. С собой я взял палаку-капсулу Влада Евдокимова. Ferrino Lightent 1. Палатка ультракомпактная и ультралёгкая. Опять реклама. Но места в ней действительно мало. Я разместился в ней один, она действительно была одноместная. Потолок был в нескольких сантиметрах от носа. Удивительно.


Лагерь
О готовке. В дорогу я с собой взял газовую горелку. Хорошая, я скажу, вещь. За ней не надо следить, как за костром. Быстро приводиться в боевую готовность. И самое крутое - ты не коптишься. От одежды не исходит стойкого запаха лесного жителя даже через неделю путешествия. С костром же такой запах появляется в первый же день. Правда, ты его не замечаешь, но замечают другие. Воду я брал прямо из Байкала. Даже было не страшно.


Готовка ужина
О сне. Дело, если быть честным, страшное. Некоторым страшно спать одному дома, у тут - природа. Но первая ночь прошла довольно спокойно. Я спал не волнуясь ни о чём. Хотя был момент, когда мою палатку ослепили ярким светом. Не было ни шума, и голоса, просто яркий свет и я от него проснулся. Я сначала подумал, что вокруг меня кто-то ходит с фонариком. Оказалось всё не так - из-за мыса показался корабль, который освещал себе путь ярким прожектором. Его я и принял за фонарь. Больше никаких страшностей за ночь не случилось.

Закат
Спасибо! Все ждём второй части!

3 комментария: